Практически вся фототехника на данный момент умеет делать снимки в RAW-формате (формат с минимальной обработкой фотографии самой камерой. Такая система позволяет фотографу использовать больше возможностей и эффектов при последующей обработке изображения). Возможно RAW и не так популярен, как JPEG, но при съемке лучше использовать именно его.

Всё-таки как бы не был хорош JPEG, это всё-таки формат, использующий сжатие, а любое сжатие, как известно, отражается на качестве итогового изображения. Именно по этой причине большинство профессиональных фотграфов отдают предпочтение RAW, позволяющему «вытащить» со снимка как можно больше информации. Кроме того, этот формат, как бы странно сейчас это ни звучало, очень удобен: вам не надо думать о настройке баланса белого, можно слегка недоэкспонировать кадр и так далее.

Итак, вот вы сделали множество снимков в формате RAW, подключили оборудование к компьютеру, перебросили файлы… А что дальше-то делать? Для всей последующей работы со снимками вам понадобится специальная программа – конвертер. Подобное обеспечение выпускают и производители фототехники, и сторонние компании. К выбору (достаточно широкому, Интернет буквально кишит всевозможными вариантами) не стоит подходить наобум. Разные программы, разные алгоритмы – разный эффект. Специально для вашего удобства мы составили небольшой путеводитель по миру лучших программ для обработки фотографий.

Представлять фирму Adobe не нужно никому. Её продукция всем известна: они выпускают одни из лучших программ для работы с музыкой, видео, фотографиями. В данном случае это специально созданное обеспечение, направленное на редактирование снимков, сделанных в RAW-формате. Помимо этого, программа запросто может работать и с JPEG, и с TIFF. Это, что называется, обеспечение «полного цикла». Другими словами, после работы с данной программой, вы уже сможете распечатать готовое изображение.


Программный движок предоставляет вам возможность корректировки шумов, цветовую коррекцию, повышение/снижение яркости или контраста. В любой момент можно отменить последние действия и вернуться к первоначальному изображению, за это отвечает специальный служебный файл, предназначенный для неразрушающего редактирования. Работать можно абсолютно не опасаясь потерять первоначальный снимок. Измененный вариант можно просто сохранить отдельным файлом. Кроме того, программа привлекательна мощной системой каталогизации, впечатляющим набором инструментов и возможностью интеграции с графическим редактором Adobe Photoshop.

И раз мы уж упомянули эту программу давайте поподробнее её рассмотрим. Многим она известна как одна из лучших программ для обработки фото. Это признанный лидер рынка в области коммерческих средств редактирования изображений растрового вида. Программа обладает внушительным набором инструментов для коррекции фотографий и поддерживает следующие цветовые схемы: RGB, CMYK, LAB, Grayscale, Bitmap, Duotone, Indexed, Multichanne. Это настоящая фотолаборатория с неограниченными возможностями.

Многофункциональный RAW-редактор с поддержкой целого ряда модельных камер. Он представляет все возможности как для одиночной, так и для пакетной обработки файлов, корректировки баланса белого, настройки резкости, контраста, цветовой температуры, удаления цифрового шума и многое другое. Данный пакет инструментов делает Phase One Captur One одной из лучших программ для обработки фотографий. Здесь можно найти даже выбор сюжетных программ, характерных для фотоаппаратов.


Специально для каждой модели камеры разработан свой, особый ICC профиль, обеспечивающий наилучшее качество для редактирования. Здесь присутствует возможность править хроматические аберрации, дисторсию, виньетирование и прочие дефекты снимка. По возможностям программа если и не превосходит Lightroom, то, пожалуй, находится с ним на одном уровне, однако только при условии, что вы обладаете определенными знаниями и навыками, а также готовы индивидуально работать с каждой сделанной фотографией.

Это весьма популярный, родной для моделей фирмы Nikon редактор, предназначенный для работы с RAW. Программа обеспечивает пошаговое воспроизводство всего процесса обработки изображения в формате NEF, с возможностью в любой момент отменить изменения или сохранить промежуточные результаты. Весь интерфейс программы базируется на особых «контрольных точках», в каждой из которых сохраняются индивидуально подобранные настройки, обеспечивающие лучшую коррекцию цвета. Степень изменения всех данных контролируется специальными слайдерами, не только вносящими, но и отслеживающими все происходящие изменения. Кроме того, в наличии имеются полноценные инструменты для всевозможной коррекции дефектов. Это по праву одна из лучших программ для обработки фото.

Одним из важнейших преимуществ этого RAW конвертера является полноценная работа с «плавающими точками», что благотворно влияет на передаче и воспроизводстве более натурального цвета. Кроме того, в многочисленном инструментарии по редактированию цвета, резкости, яркости, устранению шумов и прочего имеются снятые с настоящих пленок профили. Конечно, программа не проста и требует определенных навыков работы.


Вот такой небольшой список программ, которые помогут вам добиться наибольшего эффекта от сделанных фотографий, показать всю красоту окружающего мира и отразить самые незабываемые моменты. Какую из них выбрать – решайте сами, они все достойны внимания даже профессиональных фотографов. Многие из этих программ платные, но чаще всего они стоят тех денег, что за них просят, учитывая тот результат, который они позволяют вам получить.

Другие материалы:
Как работать в Lightroom? (видео)
Как научиться хорошо фотографировать?
Фотоаппарат для начинающих

Съемка в RAW является одним из лучших способов иметь полный контроль над изображениями в пост-обработке.

Файл RAW - есть образ, видимый глазами сенсора камеры. Думайте о нём, как необработанной фотоплёнке. Вместо того чтобы разрешить фотокамере переконвертировать изображение для вас, превратив его в изображение JPEG, съемка в RAW позволяет обрабатывать изображение по своему вкусу.


Применение корректив в RAW - неразрушающий метод редактирования фотографий, в отличие от редактирования JPEG.

Хотите лучшего из обоих форматов? Некоторые цифровые камеры позволяют снимать в режиме RAW + JPEG, захватив необработанный снимок одновременно с преобразованием изображения в JPEG для легкого использования.

Что для этого нужно.

  • Цифровая фото-камера, которая может снимать RAW.
  • Программное обеспечение обработки изображений, такое как Adobe Lightroom, Photoshop или программное обеспечение, поставляемое с камерой.
Помните, что не все файлы RAW создаются одинаково, так как различные производители, скорее всего, используют собственные форматы файлов. Например, Nikon использует расширение NEF, Canon использует CR2, а Sony использует ARW. Pentax обычно использует более открытый формат DNG.

Если у вас нет доступа к программному обеспечению для редактирования RAW, есть также несколько веб-инструментов, которые могут помочь вам, такие как WebRaw и Pics.io.

В целях этой статьи мы будем использовать Adobe Camera Raw и Photoshop CC, но принципы должны быть очень похожи вне зависимости от того, какую версию программы вы используете.

Основные корректировки.

Когда вы откроете изображение RAW в Photoshop, Adobe Camera Raw запускается автоматически. Окно будет выглядеть примерно так:



Отсюда, вы можете настроить такие величины, как экспозиция и температура. Переместите ползунок экспозиции для имитации эффекта её регулирования в камере. Результаты будут автоматически отражаться на изображении.

Обратите внимание, что при настройке большинства из этих параметров, гистограмма также изменяется.

Восстановление деталей.

Одна из наиболее важных причин для съемки в RAW - возможность восстановить детали изображения в случае, если что-то пойдёт не так. Испортилась экспозиция таким образом, что засветились отдельные части изображения? Вы, скорее всего, сможете вернуть некоторые из этих деталей назад, благодаря файлу RAW.

В приведенном ниже примере, вы можете видеть из гистограммы, что на небе находятся засвеченные участки. Если вам нужна помощь в чтении вашей гистограммы, немного вам поможет.



Слайдер восстановления является здесь ключевым; перемещение его левее - вернёт детали, которые были потеряны из-за бликов и засветки. Дополнительные детали изображения также можно восстановить с помощью ползунка экспозиции.

Этот же самый процесс может быть использован, чтобы вернуть затенённые детали в недоэкспонированных областях.



Чтобы восстановить детали в тени, используйте ту же технику, как и для восстановления засвеченных. Просто перемещайте ползунок до тех пор, пока не увидите деталь снова.


Баланс белого.

Вместо того, чтобы устанавливать значение баланса белого в камере, когда вы снимаете RAW можно выставить любое значение баланса белого, а затем настроить его в пост-обработке. Из интерфейса Camera Raw, выберите опцию из выпадающего меню, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям.

Существует еще один инструмент, доступный в Camera Raw, который обеспечивает настройку баланса белого - пипетка баланса белого. В верхней части окна, просто выберите инструмент баланса белого и нажмите на части изображения, которая должна быть идеально белой. Затем, Camera Raw автоматически отрегулирует цветовую температуру, чтобы сделать этот компонент истинно белым. Это происходит точно так же, как при ручном чтении баланса белого в камере.

Акцентирование внимания на изображении.

Приведённые выше ситуации были в основном примером работы с изображениями с довольно очевидными ошибками. Иногда, не может быть ничего плохого на всём вашем изображении, но бывает, что оно выглядит немного скучно. Вот как сделать акцент несколькими простыми настройками в RAW.

Ниже показано изображение, снятое при замеренной экспозиции камеры. Оно выглядит нормально, но можно приложить немного усилий, чтобы сделать его выглядящим чуть лучше.



Во-первых, давайте немного украсим детали путем увеличения выдержки. Кроме того, я немного увеличил контраст.



Изображение всё ещё выглядит немного прохладно, так что я собираюсь изменить опцию баланса белого, чтобы слегка "нагреть" изображение. Для ситуаций вне помещении, предустановка мутного белого баланса добавляет больше тепла на сцену. Кроме того, можно достичь аналогичного эффекта, перемещая ползунок регулировки температуры. Я также воспользовался этой возможностью, чтобы увеличить величину белого и восстановить некоторые из засвеченных моментов на стене, снижая ползунок подсветки.

Наконец, чтобы действительно сделать акцент на деталях, подвинем ползунок ясности (clarity) немного вправо. Инструмент "ясность" ищет края и определяет контрастность средних тонов. Используйте его осторожно, для достижения наилучших результатов.



Вот сравнение изображения до и после обработки, чтобы дать вам представление о том, как вы можете сделать акцент на деталях в RAW-изображении:



Как только вы применили некоторые основные настройки, нажмите "Открыть изображение", войдите в Photoshop и продолжите редактирование, сколько пожелаете.

Если ваш фотоаппарат позволяет снимать фотографии в формате RAW, а это позволяют делать практически все современные фотоаппараты, грех не воспользоваться такими возможностями. В макросъемке, обработка RAW фотографий позволяет существенно улучшить результат. Обработка позволяет убрать засветы, увеличить насыщенность картинки, увеличить резкость, выровнять цвета и многое другое. Основы обработки RAW фотографий читайте в этой статье.

Прежде, чем я перейду непосредственно к делу и расскажу о работе с конвертером Adobe Camera Raw , хотелось бы сделать небольшое вступление и объяснить, какую именно цель я преследую в создании этой статьи и на кого она соориентирована.
В первую очередь, хочу отметить, что цели рассказать абсолютно всё, что я знаю о работе с этим конвертером (далее – ACR) у меня нет. Для этого потребовалось бы слишком много времени, да и сил. К тому же, хоть я и знаю многое, но явно далеко не все. Да и источников, чтобы почерпнуть доскональную и гарантированно правильную информацию о работе с этой программой, и без меня хватает. Например, очень неплохой учебник “Adobe Photoshop CS3 for Photographers” , который написал Martin Evening .
Моей же целью является дать самые необходимые основы и раскрыть работу с наиболее востребованными (с моей точки зрения) инструментами ACR, чтобы любой новичок, до сих пор не решавшийся снимать в RAW и работать с ним, прочитав эту статью, понял, что дело это, на самом деле, довольно простое, а главное – чрезвычайно удобное и полезное.

RAW - (c англ. – “cырой») формат данных, содержащий необработанную информацию и позволяющий избежать ее потерь. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимают данные, полученные без обработки напрямую с матрицы фотокамеры. .

Практически любая современная цифровая камера имеет возможность снимать (а точнее - записывать полученную информацию) в формате JPG и RAW. Главное отличие этих двух форматов заключатеся в том, что JPG - это результат обработки полученных данных самой камерой и как следствие ужатое и с массой потерянной информации изображение, а RAW - это вся информация полностью, что поступила на матрицу камеры в процессе съемки. Как правило, умные современные фотокамеры справляются с обработкой информации довольно прилично и выдают в виде JPG вполне приемлемый результат, но все же за редким исключением они не могу это сделать лучше, чем мы, гораздо более умные люди. :) Так что, перефразирую знаменитую мичуринскую фразу: "Не будем ждать милости от цифровой техники, наша цель - взять ее самим!"

Итак, приступим...

  • Workflow Options - Для начала следует определиться с Workflow Options (по клику на помеченную красным строку под фото). Необходимо выбрать, в каком цветовом пространстве (Space ) мы будем работать (если фотография будет печататься, то выбираем Adobe RGB 1998, если файл вам нужен исключительно для web-применений, то sRGB вполне достаточно), а также выбрать глубину (Depth ), размер (Size ) и разрешение (Resolution ) нашего будущего файла. Хочу отметить, что конвертировать в более широком пространстве, при большой глубине, максимальных размерах и разрешении, конечно, лучше всего для качества конечного результата, но не следует забывать, что все это выдаст нам в итоге файл довольно внушительного размера (50-70 Мб в среднем), а место на жестком диске не резиновое. Так что будем разумны и постараемся соотносить свои потребности с необходимостью.
  • Управление данными конвертации - В правой части панели управления в строке рядом с надписью Basic есть довольно неприметная кнопочка, а между тем за ней прячутся очень удобные и необходимые функции. С их помощью мы можем сохранять данные любой конвертации, а затем с помощью одного клика применять их к любому другому раву. По умолчанию все данные конвертации сохраняются в небольшой файлик формата .xmp , который автоматически сохраняется в папку, где лежит конвертируемый рав. Если это не происходит (вы могли, например, отменить эту функцию), то данные можно сохранить, нажав на Save Settings ... В будущем же, при желании применить сохраненные данные к любому другому раву, достаточно загрузить соотвествующий .xmp файл через функцию Load Setting ...
    Также ACR дает возможность конвертировать и вносить изменения одновременно в большое количество равов, но об этом я расскажу немного позднее.
  • White Balance Tool - Прежде, чем мы перейдем к следующей части, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент - инструмент изменения баланса белого. Это пипетка, которая работает по тому же принципу, что и серая пипетка в Curves в Фотошопе (подробнее на эту тему в "Простых чудесах цветокоррекции" )
. Инструмент очень полезный при каких-то спорных моментах с балансом белого или, например, при конвертации инфракрасных изображений.

Хоть White Balance Tool и удобен, но все-таки основной инструмент изменения баланса белого, а также много другого чрезвычайно полезного находится в другом месте. Для этого снова перейдем к правой, основной части панелей инструментов Basic:

  • White Balance - В этом разворачивающемся окошке можно выбрать несколько стандартных автоматических установок баланса белого, которые также есть у любой фотокамеры. Следует учитывать, что, несмотря на "стандартность", они могут довольно существенно разниться от камеры к камере и от программы к программе и, что самое главное, далеко не всегда соответствовать истинному положению вещей, то есть установки эти сильно усредненные и приблизительные.
    Всегда можно попробовать нажать на вариант Auto , не так уж редко он выдает вполне приемлемый результат. Ну, а если вам не подошли ничего из предложенного, то в вашем распоряжении есть инструменты ручного выставления баланса белого - Temperature и Tint . Ну, и опять-таки не забываем о пипетке White Balance Tool!
  • Exposure - Один из самых главных инструментов конвертера. С его помощью можно сделать существенную экспокоррекцию имеющегося кадра. Например, мой портрет совы довольно заметно недоэкспонирован (темноват), что легко исправляется при помощи движения рычажка в плюс. В случае, если кадр переэкспонирован (пересвечен), это исправляется движением рычажка в минус. Отслеживайте изменения по превью фотографии - пересвеченные фрагменты будут заполняться красным цветом, что очень удобно и наглядно.
  • Recovery - У моей совы белое оперение, а белый цвет очень легко уходит в пересвет. Так, поправив экспозицию в плюс, я получила явные пересветы в кое-каких местах на перьях. Чтобы исправить это, воспользуемся во истину чудесным инструментом Recovery . Он позволяет расширить динамический диапазон фотографии еще в процессе элементарной конвертации рава, убирая пересветы в необходимых местах, (почти) не затрагивая при этом остальные части кадра.
  • Fill light - Второй инструмент, помогающий в расширении динамического диапазона. С его помощью при необходимости можно высветлить излишне темные участки в тенях, (почти) не затрагивая остальные фрагменты фотографии. Хочу обратить ваше внимание на то, что с инструментами Fill light и Recovery следует обращаться аккуратно и не терять чувство меры, так как, переусредствова с их применением, можно легко получить некрасивые, плоские и шумные фотографии. При правильном же и умеренном использовании этим инструментам нет цены!
  • Clarity - Еще один чудесный инструмент, с помощью которого можно повысить тональный контраст изображения (повысить микроконтраст и получить бОльшую детализацию) или же, наоборот, снизить его, получив подобие эффекта "софт фокус". Но осторожно! Чрезмерное употребление, можно пагубно сказаться на изображении - полезут шумы и артефакты, особенно заметные на зонах вне фокуса, или же легко пропадут детали в наименее контрастных зонах снимка.
Vibrance - Очень славный, на мой взгляд, инструмент, который мне лично полностью заменил инструмент Saturation . Вся его прелесть заключается в том, что он повышает насыщенность цвета лишь выборочно и только в тех зонах, что уже являются наиболее выделяющимися и яркими, (почти) не затрагивая более спокойных (фоновых) тонов.

Теперь перейдем к следующей страничке - Tone Curve .
Все, что касается контраста (и косвенно - цвета) можно доработать здесь, работая непосредственно с графиком гистограммы и отдельными зонами света, теней и полутонов. Принцип работы тот же, что и в Curves самого Фотошопа, но в том числе и более упрощенный.
Если работать со второй закладкой Point , то мы получаем тот же график, в котором можно работать по любым произвольным точкам, как и в Фотошопе.
А вот в закладке Paramtric изменение данных производится с помощью изменения значений по четырем пунктам (света в двух значениях и теней тоже в двух значениях). Для людей, не очень хорошо чувствующих фотошоповские Curves, закладка Paramеtric должна быть гораздо более очевидна и интуитивно понятна.

В более ранних версиях ACR функция Point , к сожалению, довольно сильно глючила и пользоваться ей было практически невозможно (быть может, это было только у меня, не знаю). Так что, немного позлившись и поплевавшись, я привыкла использовать функции Paramеtric . В последней же имеющейся у меня версии точки наконец-то заработали, но я уже настолько привыкла к работе с параметрами, что на автомате сначала иду в эту закладку, вношу изменения... а затем уже перелистываю на вторую и довожу окончательно по точкам графика. Насколько это имеет смысл, честно говоря, не знаю, но я уже привыкла работать именно так. :)

Двигаемся на следующую страничку - Detail . Здесь мы будем работать над резкостью изображения и бороться с шумами.

NB! Как справедливо гласит текст под инструментами, прежде, чем начать вносить какие-либо изменения в этом окне, увеличьте размер превью до 100% или выше, только так вы сможете достоверно отслеживать вносимые изменения.

Инструмент Noise Reduction состоит из двух частей - Luminance и Color . В первой вы работаете с подавлением яркостного шума, а во второй - цветового. Если в этом есть необходимось, в графе Color ползунок можно смело двигать чуть ли не до самого максимального значения, вреда от этого не будет. С Luminance же нужно быть осторожным - чем выше будет значение, тем сильнее будет падать общая резкость изображения. Впрочем, это можно несколько исправить.

Sharpening - с помощью этого инструмента можно существенно поднять резкость изображения. Действует он примерно по тому же принципу, что и наиболее популярный инструмент этой серии в Фотошопе - Unsharp Mask .
Про себя лично могу сказать, что использую этот инструмент в конвертере очень умеренно и чаще всего только в тех случаях, когда предварительно пришлось поработать с подавлением шумов.

Теперь переходим на HSL / Grayscale - наиболее важную часть по цветокоррекции в конвертере.
Здесь можно довольно гибко и быстро перевести изображение в черно-белый спектр, для этого достаточно поставить галочку рядом с надписью Convert to Grayscale . Мы же сейчас работаем с цветом, поэтому оставляем это мест нетронутым и переходим к закладкам инструмента HSL - интересную и, на мой взгляд, вполне удачню смесь фотошоповских Hue/Saturation , Selective Color и Channel Mixer .

Hue - Работая с разными цветовыми каналами, здесь можно выбрать оттенки любого из представленных цветов. Например, мне не хотелось, чтобы красный на фотографии отдавал в розовый, а желтый хотелось сделать немного более теплым - так я и подвинула соответствующие рычажки.

Saturation - По тому же принципу, что и в предыдущей части, здесь можно работать с насыщенностью различных цветов, не затрагивая при этом любые другие.

Luminance - Этот же инструмент позволяет изменять по каналам яркость цветов от более темного к более светлому, или наоборот.

Все эти инструменты очень наглядны и интуивно понятны. Но, как и в работе с большинством других инструментов конвертера, главное здесь, не терять чувство меры.


Итак, наше изображение уже почти готово, остались последние штрихи - исправление недочетов работы отпики, которые можно сделать в разделе Lens Corrections .

Chromatic Aberration , или хроматические аберрации - некрасивые цветные контуры, пятна и полосы, появившиеся в результате того, что объектив не всегда корректно может свести все три составляющие света (красный, зеленый и голубой) в одной точке на плоскости, регистрирующей изображение. Как правило, хроматические аберрации появляются в местах с наибольшим контрастам (например, по контуру темного предмета на светлом фоне).
Именно с этими неприятными явлениями можно бороться с помощью инструмента Chromatic Aberration . Увеличьте изображение до 100% и выше и, двигая ползунки туда-сюда, отслеживайте изменения в проблемных зонах снимка, пока не придете к оптимальному результату.

Lens Vignetting , или виньетирование объектива , что означает затемнение изображения по краям кадра.
Данный инструмент позволяет бороться с этими затемнениями или наоборот их создавать. Следует отметить, что проблема виньетирования в работе с современной оптикой встречается все реже и реже, поэтому инструментом этим чаще пользуются не для снижения, а увеличения показателя виньетирования. Этот художественный прием позволяет притемнить пустые или маловажные части кадра, привлечь больше внимания к центру, подчеркнуть главный объект и передать определенную атмосферу сюжета.
.xmp ) для использования их в будущем. Каждый раз, как вы будете открывать данный уже отконвертированный рав, эти параметры автоматически будут к нему применяться. Так же эти параметры можно будет применить к любому другому раву, как было описано выше в части "Управление данными конвертации".
При нажатии Open Image все параметры конвертирования также автоматически сохраняются в.xmp файл.

И в завершении хочу рассказать, что все выше перечисленное может быть применено как к одному файлу, так и к целому пакету. Для этого достаточно выделить нужное количество равов - и все они откроются в ACR одновременно в отдельном окошке слева.


После нажатия Select All (или выделения нескольких выборочных файлов из списка), а затем нажатия Synchronize откроется новое окно управления, в котором можно отметить, по каким именно параметрам вы бы хотели, чтобы конвертация применялась синхронно ко всем выделенным файлам.
Затем через Open image(s) или Done можно все так же открыть отконвертированные равы в Фотошопе или сохранить параметры конвертации к каждому из них.

Расширение RAW-файлов у каждой марки фотоаппаратов разные. У Canon - CRW и CR2, у Nikon - NEF, у Pentax - PEF, у Minolta - MRW и т.д. Самый доступный способ обработки RAW-файлов - использовать конвертер, который идет в комплекте с камерой. Но часто такие конвертеры не блещут ни скоростью, ни качеством, ни функциональностью. Поэтому самая универсальная программа, используемая в большинстве свободных и коммерческих конверторов - dcraw.c . Эта программа позволяет преобразовывать все официальные и большинство служебных RAW-файлов. Один из наиболее удачных графических интерфейсов этой программы поддерживающий Unix, Mac и Windows - UFRaw. Из коммерческих универсальных конвертеров наиболее популярны Adobe Camera RAW (ACR) , который идет в комплекте с Photoshop CS/CS2 , Capture One (C1) и Raw Shooter . Помните, что старые версии конвертеров требуют обновления для возможности работы с новыми моделями фотокамер.

Ниже перечислены самые популярные программы.

Adobe Camera RAW (ACR)

Это составная часть последних версий фотошопа, начиная с Photoshop CS. Ее можно обновить как обычный plug-in. ACR запускается при попытке открытия RAW-файла в фотошопе. Поддерживает большое количество фотокамер, включая новые модели. Так что, если у вас есть фотошоп, то вам больше ничего и не нужно. ACR довольно неплохо конвертирует RAW-файлы. Я долгое время пользовался им и был вполне доволен, но со временем перешел на Capture One (по сумме баллов C1 все-таки лучше). При конвертировании файлов Abode Camera RAW позволяет исправлять недостатки изображения. Для хороших кадров это не существенно, а вот слишком темные или слишком светлые снимки, нерезкие, с цветовым дисбалансом можно «вытянуть» и превратить в конфетку. Не всегда, впрочем.

Что можно делать:

  • Делать тонкую настройку цветовой температуры
  • Регулировать яркость, контраст и насыщенность цвета
  • Довольно неплохо регулировать резкость
  • Бороться с шумом
  • Исправлять погрешности объектива (хроматические аберрации, виньетирование, геометрические искажения)
  • Контролировать гистограмму во время всех манипуляций

В общем, если «подергать за усы» ACR, то можно из не слишком хорошего оригинала извлечь вполне приемлемое качество, а потом дошлифовать изображение в самом фотошопе.

Adobe Lightroom

Это специализированная программа «полного цикла», нацеленная только на работу с фото. Она может использоваться как каталогизатор фотографий, конвертер RAW-файлов, редактор изображений и демонстрация слайд-шоу в одном флаконе. Некоторые мои знакомые фотографы совершенно справедливо тащатся от этой программы. Можно сказать, что это урезанный только для работы с фото фотошоп, дополненный функциями библиотеки фотографий. Стоимость Adobe Lightroom гораздо ниже, чем у старшего брата - фотошопа, и составляет около $300.

Apple Aperture

Работает только на компьютерах Apple под операционной системой MacOS. Под Windows не работает в принципе. Поэтому для абсолютного большинства российских фотолюбителей не интересна. Один из самых удобных интерфейсов и очень неплохое качество результатов (у последних версий). Плюс вменяемая цена - около $350. Как и Adobe Lightroom, эта программа представляет собой полное решение для фотографа «в одном флаконе» - файловый менеджер, RAW-конвертер, программу редактирования фотографий и демонстрации слайд-шоу.

Bibble Labs Pro Bibble

Один из старейших конвертеров, его первая версия восходит к 2000 году. Bibble может работать и под Windows, и под MacOS, и под Linux. Bibble немного уступает Adobe Camera RAW по количеству поддерживаемых цифровых камер, поэтому проверьте на сайте производителя, есть ли ваша камера в списке. Коронная фишка Bibble - пакетное конвертирование. (Пакетное конвертирование или Batch Processing - это обработка большого количества фотографий одним нажатием кнопки). Пакетная обработка есть почти у всех конвертеров, но только Bibble работает с большим объемом фотографий очень быстро, выдавая стабильно качественный результат. 90% снимков, конвертированных с настройками по умолчанию, будут выглядеть прекрасно. Я не знаю, в чем тут прикол, но по отзывам, главное преимущество Bibble - это интеллектуальный алгоритм автоматической обработки. Bibble очень хорошо работает с пересвеченными и недоэкспонированными участками изображения, «вытягивая» максимум деталей. Также Bibble имеет один из лучших шумоподавителей. Цена Pro-версии вполне адекватная – $130.

DxO Optics Pro

По заявлению разработчика, преимуществом последней версии (5.0) является полностью переработанная технология цветовой интерполяции, которая обеспечивает “лучший результат в плане детализации и цветопередачи” Это одна коронная фишка. Другая ключевая возможность DxO Optics Pro v5 - принципиально новый подавитель цифрового шума, который работает на раннем этапе конвертации, сохраняя больше деталей. Очень полезная функция конвертора - технология удаления следов пыли на матрице и артефактов. Она работает примерно так же, как средство автоматической коррекции красных глаз. Достаточно щелкнуть мышкой по участку с артефактом, и он сразу же «замазывается» программой. Стоимость версии Pro - $170, версии Elite - $300 (различие между версиями состоит в классе совместимых камер - для крутых зеркалок типа Canon Mark III потребуется версия Elite). Имеются загружаемые модули для конкретных объективов. Эта особенность программы повышает эффективность при автоматической обработке - конвертор автоматически отслеживает, каким объективом снят кадр и соответственно подстраивает параметры конвертирования. Отсюда вытекает одно из главных преимуществ DxO Optics - в хороших результатах пакетной обработки. Разработчики уделили особое внимание автоматическим функциям, позволяющим добиться качественного результата без участия пользователя (устранение оптических искажений, параметры цвета, экспокоррекция).

Lightcrafts LightZone LightZone

Это программа «полного цикла», обеспечивающая не только конвертирование RAW-файлов, но и полноценные возможности обработки файлов RAW, TIFF, JPEG и DNG. Стоимость полной версии для Windows и MacOS - $250, а под Linux программа распространяется бесплатно. LightZone использует «визуальный» подход к работе с изображениями. Все операции осуществляются в 16-битном представлении, что обеспечивает максимальное сохранение информации на снимке. Программа позволяет работать со слоями и масками, а также имеет несколько уникальных инструментов, аналогов которых нет в других программах редактирования изображений. Как архиватор/каталогизатор LightZone значительно уступает Aperture, Picasa и Lightroom. Зато отличительной особенностью LightZone является набор «стилей» обработки: High Dynamic Range (HDR-обработка), Contrast and Pop (в стиле поп-арт), Lomo Look (ломография) и другие. Стили - это не просто набор конкретных параметров. При выборе одной из предустановок запускается алгоритм автоматической обработки, который учитывает свойства исходного файла, даже когда идет пакетная обработка данных. Стили можно объединять в группы (папки) и даже обмениваться ими со своими коллегами.

Nikon Capture NX

Очень хорошая программа конвертирования файлов NEF, кроме того работает с TIFF и JPEG. Поставляется в комплекте с зеркальными камерами Nikon D300 и D3. Поддерживает все выпущенные за последние несколько лет цифровые камеры Nikon, имеющие режим RAW. Без фотоаппарата стоит около $200.

Capture NX

Позволяет отметить отдельные участки изображения и выполнить сложное маскирование или обработку слоев. Программа имеет стандартные средства коррекции оптических искажений (аберрации, виньетирование, эффект бочки), экспозиции (кривые, уровни), цвета, шумоподавления и т.д. Функциональность программы можно расширять с помощью подключаемого модуля фильтров Color eFex Pro от компании Nik Multimedia. Описание функциональности Nikon Capture NX можно найти на сайте производителя.

Phase One Capture One Pro

Один из самых известных в кругах профи конвертер. Стоит очень не слабо - $500. По совместимости уступает Adobe Camera RAW или LightZone, так как ориентирован на «профессионалов», имеющих «профессиональные» камеры. Плохие новости. Работает не слишком быстро (несколько минут на обработку одной фотографии). При установках по умолчанию дает не самые лучшие результаты. Хорошие новости. Если поработать с каждым изображением индивидуально, можно получить отличные результаты. Фильтр шумов довольно простой, поэтому лучше работать шумами после конвертирования в хорошем редакторе, например, в фотошопе.

Silkypix Developer Studio

Конвертер от японских разработчиков. Поддерживает массу фотокамер, зеркалок и компактов - около 120. Цена лицензии - $150. У Silkypix большое количество предустановок баланса белого и повышения резкости. Поэтому те, кто чувствуют себя неуверенно при цветокоррекции и других ручных манипуляциях, наверняка найдут среди предлагаемых готовых вариантов что-то подходящее. Для знатоков имеется возможность тонких настроек цвета, экспозиции и шумоподавления, в том числе раздельно для цветовых каналов и яркости, что часто позволяет спасти мелкие детали. Подобранные параметры конвертирования можно сохранять как индивидуальные предпочтения пользователя (Tastes), а затем применять к другим изображениям. Silkypix версии 3.0 - один из лучших конвертеров с точки зрения детализации изображения. Еще одним достоинством программы является стабильно верная цветопередача при использовании установок по умолчанию.

P.S.: Лучшего конвертера не существует. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Все упоминаемые здесь конвертеры дают в своем роде отличный результат, конечно если вы умеете в них работать.

Камеры и разнообразнейшие мобильные гаджеты, умеющие фотографировать, уже стали привычными предметами повседневности. Кому сейчас придёт в голову, например, переписывать какой-то нужный текст, когда можно просто достать смартфон и отщёлкать нужные страницы? Зачем пытаться объяснить на словах, как выглядит что-то, если можно это что-то отснять и потом просто предъявить фото на планшете? Сегодня фотографировать не умеют разве что пылесосы - и то не факт, что скоро производители не научат делать это и их тоже. Вон, камеры, не требующие питания, .

Совершенно закономерным этапом совершенствования цифровой техники стал тот факт, что формат RAW вырвался из рамок профессиональных зеркальных фотоаппаратов и стал появляться и в «мыльницах», компактах и даже в смартфонах/планшетах. И если вы являетесь обладателем девайса, поддерживающего функцию съёмки в RAW, но не знаете, что это и с чем это едят - вам под кат. Формат RAW - довольно интересная и дающая массу творческих возможностей штука, хотя и требующая умения с собой обращаться…

Пост расчитан на новичков и тех, кто совершенно не в теме RAW-файлов. Любители фотографии вряд ли найдут здесь для себя что-либо новое, но могут помочь новичкам в комментариях. ;)

Achtung! Под катом тяжеловесные GIF"ки.

Суть и особенности формата RAW

Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» - выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать.

То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.


Добиться таких красот без постобработки очень тяжело.

Технически это выглядит следующим образом:

  1. Фотограф нажимает кнопку спуска, матрица камеры «снимает» световой поток, который преобразуется в аналоговый сигнал.
  2. Сигнал поступает на обработку в микропроцессор, который интерполирует данные из сенсоров, применяет выставленные пользователем (или в авторежиме) значения баланса белого, экспокоррекции, насыщенности и т.д.
  3. Полученные результаты конвертируются в цифровой вид и сохраняются в память камеры в JPEG или TIFF-файл.
Понятно, что после этого изменить базовые характеристики кадра вроде баланса белого или контрастности будет затруднительно, так как результаты съёмки записаны в формат, исключающий всю «лишнюю» информацию: только итоговый цвет каждой конкретной точки. Глубокая правка JPEG сродни сканированию готовой дипломной работы ради исправления одной опечатки. А вот если на руках у фотографа есть чистые исходные данные с матрицы - другое дело! Поэтому современная фототехника, как правило, умеет сохранять и их тоже - в файлы формата RAW.

Для чего это нужно? Ответ очевиден - фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального


Сделать из обычного леса и цветочной поляны чуть ли не инопланетный пейзаж? Проще простого!

Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл , снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр - что уж говорить про обычных пользователей…

Плюсы и минусы RAW

В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:
  • в RAW сохраняются все полученные значения для каждой точки за весь период экспонирования матрицы - то есть в RAW доступен весь цветовой охват камеры, на которую производится съёмка;
  • возможность ручной коррекции недостатков фото, связанных со свойствами объектива, а также исправление (до определенных значений) ошибок экспонирования;
  • при сохранении снимка искажения преобразования не превышают 1%;
  • большие возможности изменения кадра, сделанного в ультрафиолетовом или инфракрасном свете;
  • возможность осветлять или затемнять отдельные участки кадра (при том, что, например, в том же JPEG по большей части возможно только осветление);
  • возможность выбора конечного формата сохранения изображения.
Разумеется, у RAW есть и свои недостатки. Это:
  • большой размер файлов, по причине чего место на карте/в памяти камеры заканчивается быстрее, чем при съёмке в JPEG;
  • предыдущий пункт ведёт к тому, что для серийной съёмки требуется большой буфер памяти в камере и высокоскоростная карта памяти;
  • недорогие камеры долго «думают», снимая в RAW (из-за медленного буфера, расчитанного на JPEG’и);
  • отсутствие унификации кодировки самих файлов - у каждого производителя камер он свой.

Работа с RAW

Как уже было сказано выше, для RAW нет единого формата кодировки, так как каждый производитель реализует его по-своему: у Canon это CR2, у Nikon - NEF, у Sony - ARW и так далее. Поэтому выбор софта для обработки RAW выбирается каждым фотографом исходя из используемой им фототехники. Обычно нужный софт поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Его главное преимущество - бесплатность. Но кроме того, рынок ПО предлагает и независимые программы, поддерживающие большинство кодировок RAW, либо умеющие конвертировать их в свой специфический формат. Не имеет смысла подробно останавливаться на всех популярных программах для работы с RAW, мы лишь упомянем две самые подходящие для начинающих. Делать первые шаги проще всего с помощью «родного» софта для вашей камеры, если производитель предоставляет таковой.

Владельцы камер Nikon могут воспользоваться приложением от производителя - Capture NX-D . Данный продукт бесплатен и может быть свободно скачан с официального сайта Nikon. Преимущества NX-D заключаются в легковесности, простоте интерфейса, а также возможности сравнения изображений и наличию пакетной обработки параллельно с комплексный редактированием. Из минусов - отсутствие возможности редактирования отдельных фрагментов фото.

Для обработки снимков, сделанных с помощью фотоаппаратов Canon, существует официальная программа Digital Photo Professional . Это проверенный временем софт, существующий достаточно давно, но регулярно и оперативно обновляющийся. Она бесплатна (требуется только указать серийный номер фотоаппарата при скачивании программы с сайта Canon), при этом имеет достаточно широкий функционал и пользуется популярностью не только у любителей, но и профессионалов. Главный плюс - очень простой интерфейс, благодаря которому программа осваивается очень быстро.

Среди универсальных конвертеров RAW в первую очередь следует выделить опенсорсный Raw Therapee . При том, что распространяется бесплатно, это приложение имеет функционал, практически ничем не уступающий большинству платного софта: интегрированный файловый менеджер, функция предварительного просмотра изменений, система рейтинга снимков, удобный и понятный интерфейс, пакетная обработка. Всё просто, наглядно и понятно.

Ну и самые популярные у фотографов всего мира конвертеры - это продукты компании Adobe (платные): Camera Raw и Lightroom . Работать в Camera Raw имеет смысл для тех, кто снимает немного и кому требуется широкая доработка готового снимка уже с помощью традиционных инструментов в Photoshop. Если же обширная ретушь не требуется - можно работать в Lightroom: он проще, не так требователен к ресурсам, заточен именно под «проявку» RAW’ов и имеет встроенные средства каталогизации и создания слайд-шоу.

Следует отдельно отметить, что неоднократно предпринимались попытки унифицировать форматы кодировки RAW, и именно компания Adobe добилась в этом более-менее стабильных результатов, разработав собственную кодировку DNG . Разработка оказалась довольно успешной, и на сегодняшний день её «переваривает» не только сторонний софт, но и многие специализированные программы от производителей самой фототехники.

Редактируем RAW

Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы.

Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится.

Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого.

Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») - средние тона - редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции.

Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.


Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.

Почему недосвет лучше пересвета

Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы - как своеобразные «накопители» этих частиц.

Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд - в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.

А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно - из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.

Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.

Съемка RAW на телефонах

Смартфоны научились снимать в формате RAW совсем недавно, да и далеко не все производители внедрили эту опцию в камеры своих телефонов. Сегодня из представленных на рынке смартфонов снимать в RAW умеют Nokia Lumia 930, 1020 и 1520, а также некоторые модели Google Nexus, OnePlus, ZTE, LG и Xiaomi. Продукция Apple в этом плане отстаёт и еще не освоила эту функцию, но некоторые приложения позволяют открывать RAW’ы из внешних источников. Конкретно формат кодировки DNG поддерживает и того меньше устройств и только после установки дополнительного софта (Mi2raw Camera для OnePlus One, ZTE Nubia Z5sn, LG G2, Xiaomi Mi2 и Mi3, а также Camera FV-5 для Google Nexus 5 и 6).

Mi2raw Camera - достаточно громоздкое приложение, которое к тому же предназначено для небольшого количества смартфонов, но имеющее неплохой функционал и в целом делающее хорошие снимки в RAW. Camera FV-5 помимо умения сохранять неплохие RAW’ы, может похвастаться удобным интерфейсом, полностью настраиваемым параметрами съёмки и кучей фич: удобные готовые программы съёмки, длинные значения выдержки, полноценный брекетинг экспозиции, режим бесконечной фокусировки и многое другое, но за неё просят несколько рубликов.

Для гаджетов на Windows есть приложение RAWer . В наличии поддержка очень большого количества форматов кодировки и моделей фотоаппаратов, быстрый импорт фото с камеры, широкий перечень возможностей, в том числе кадрирование фото, и при этом низкие системные требования и легковесность. К сожалению, функции редактирования фотографий - платные.

Заключение

Безусловно, RAW - не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере - идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW - не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.


Яркие и контрастные домики, не пересвеченное небо, широкий динамический диапазон и красивые цвета - без съёмки в RAW точно не обошлось.

Конечно, тут не всё так однозначно - нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать - тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.


При съёмке в JPEG мы бы получили либо чёрные пятна вместо камней, либо слишком яркий закат. RAW позволяет получить нормальную картинку и в тенях, и в ярких участках кадра.

Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? :) Ставьте плюс, если тема интересная - мы обязательно продолжим. Удачных кадров.

Наши обзоры:
»
»
» - Обратите внимание на этот пост. :) Здесь тоже немного рассказано про возможности RAW у ультракомпактного Nikon"а.
» - А эта штуковина полностью на него отснята.
» Добавить метки