Профессиональные фотографы буквально фанатеют от RAW-формата, и у них есть на это причины. Разве не кажется привлекательной возможность отложить технические тонкости «на потом» и снимать в удовольствие? Если и вы решили приобщиться к числу таких фотографов, но не знаете, где и как обрабатывать формат RAW, – эта статья для вас. Ниже вы узнаете обо всех преимуществах «сырой» съёмки и получите ценные советы по работе с RAW-фотографиями.

Зачем снимать и обрабатывать в RAW?

Формат RAW хранит всю возможную информацию о сделанном снимке. В каждом пикселе – максимум данных о цвете запечатлённого объекта. Не нужно постоянно подстраивать баланс белого и экспозицию под новую локацию – все недочёты можно и нужно устранить уже после, во время пост-обработки.

Это интересно знать!

Как только вы щёлкните затвором, объектив фотоаппарата захватит световые импульсы, отражённые от объекта съёмки. После – они моментально окажутся в фотоматрице. Та проанализирует захваченные импульсы и зафиксирует данные о цвете каждого пикселя. Эти данные и составляют файл RAW (в переводе с английского «сырой», «необработанный»). Это захваченное изображение в чистом виде. Если вы снимаете в JPEG, приключения «сырых» файлов продолжатся во встроенном процессоре – устройство «подгонит» полученную информацию под настройки фотоаппарата – и фото будет готово.


Снимки, обработанные в RAW формате, выглядят ярче и качественнее


RAW-изображения чаще всего тусклые, не особо привлекательные и на первый взгляд значительно уступают своим JPEG-вариантам. Однако, всё меняется уже после первой настройки. Для наглядности сравним на конкретном примере. Справа вы видите фото, обработанное в RAW, а слева – снимок, к которому применили те же самые настройки, только уже после конвертации в JPEG.

Разница очевидна – работа с RAW дала ощутимо более качественный результат. Цвета кажутся естественными и насыщенными, да и в целом снимок выглядит живее и профессиональнее. То, насколько удачно вам удастся проявить RAW-фото, зависит уже от выбранной программы для обработки.

В каком редакторе удобнее работать с RAW?

У RAW нет стандартного расширения – каждый разработчик фотоаппаратуры внедряет свой тип. У Canon – это.CR2 и.CRW, у Nikon – .NEF, у Samsung - .SRW и т.д. Эти форматы распознаёт далеко не каждая программа, и возникает справедливый вопрос – где же профессионалы обрабатывают снимки RAW?

Известный старожил фоторедакторов – Photoshop – в этой области не является безоговорочным лидером. Он много весит, в нём куча «лишних» функций, да и для работы с RAW требуется дополнительный модуль. Многие советуют обратиться к Лайтрум, но и этот адобовский товарищ не особо радует доступностью и лаконичностью настроек.

Совсем другое дело – редактор ФотоМАСТЕР . Внешне он напоминает своих западных конкурентов, однако, работать с ним гораздо проще. Совершенно неважно, на какую камеру вы снимаете, – софт поддерживает все современные модели и «знает» все RAW-расширения. Посмотрим на его возможности в действии.

Моментальное улучшение

Первое, что вы увидите, загрузив RAW-фото, – окно с настройками автоулучшения. Софт предложит несколько профилей для моментальной обработки – общее улучшение цветового баланса, более контрастные и насыщенные цвета для пейзажей, естественные оттенки для портретов.



ФотоМАСТЕР предлагает несколько встроенных профилей для быстрой обработки RAW


Выбрав один из профилей, вы попадёте в основное окно, где сможете продолжить обработку. В меню «Улучшения» вы увидите список основных настроек. Обратите внимание на строку «Автокоррекция» – с помощью команд «Цвет» и «Освещение» вы сможете в один клик значительно .



Автоматические улучшение цветового баланса и освещения на фото

Детальная настройка цвета

Теперь разберёмся, как обрабатывать фотографии RAW вручную. ФотоМАСТЕР позволяет настроить тон изображения в мельчайших деталях. Если на снимке есть засветки , вы без труда устраните их, переместив бегунок на одноимённой шкале. Смело прибавляйте уровень насыщенности , снимок от этого только выиграет – динамический диапазон RAW-формата позволит избежать неестественной постеризации.



RAW-формат позволяет максимально увеличивать насыщенность цветов без потери в качестве


Чтобы осветлить или, наоборот, затемнить снимок, не потеряв детали, используйте «Тёмные» и «Светлые» . Эти параметры регулируют отдельные участки изображения (светлые и тёмные, соответственно), оставляя неприкосновенными остальные. Такая избирательность гарантирует более качественный результат.



Для более комплексной коррекции освещения регулируйте отдельно светлые и тёмные участки


ФотоМАСТЕР даёт уникальную возможность корректировать отдельные цвета на снимке. Для этого перейдите во вкладку «Цвет» , выберите нужный оттенок и скорректируйте по своему вкусу. Вы можете превратить красный в розовый или жёлтый, а синий – в зелёный или фиолетовый, просто перемещая ползунок.



Изменить цвет на снимке вы сможете, просто передвинув ползунок на шкале


В этой же вкладке вы найдёте инструменты для ручной настройки цветового баланса изображения – софт даёт возможность отдельно регулировать светлые и тёмные оттенки основных цветов спектра – красного, синего и зелёного. Дополнительно вы можете сделать конкретные цвета более/менее насыщенными, а также осветлить их или затемнить, что идеально для редактирования портретов. Это позволит добавить на снимок яркий цветовой акцент, а кожа при этом не приобретёт неестественный оранжевый оттенок.



Увеличивайте насыщенность отдельных цветов для создания акцента

Всё для безупречного результата

Это лишь те инструменты, которые предназначены для «проявления» RAW. ФотоМАСТЕР поражает размахом возможностей и количеством инструментов для полноценного редактирования снимков. Перейдите в раздел «Композиция» и воспользуйтесь опцией «Кадрирование», чтобы . При необходимости исправьте заваленный горизонт и дисторсию за пару нажатий мышью.



ФотоМАСТЕР предлагает несколько пресетов для моментальной обрезки фото


В разделе «Ретушь» вы найдёте удобные инструменты для качественного устранения дефектов на портретах, удаления лишних объектов из кадра, а также опции для детальной коррекции отдельных областей снимка.



В редакторе вы легко доведёте портретные снимки до совершенства


ФотоМАСТЕР предоставляет полную свободу для художественного преображения фото – тонируйте снимок, добавьте акцент с помощью радиального фильтра, создайте эффект плёночного зерна или наложите фильтр из коллекции.



ФотоМАСТЕР включает десятки готовых фильтров, которые вы можете применить в один клик


Вместо того, чтобы ломать голову над тем, как лучше обрабатывать RAW формат файлов ФотоМАСТЕР и начать совершенствовать свои снимки уже сейчас!

Как мы знаем, формат RAW — «сырой», он требует дополнительной обработки и конвертации в JPG или TIFF. Для работы с RAW существуют программы — RAW-конвертеры. И в этой статье мы ответим на два самых главных вопроса:

  • Какие существуют RAW-конвертеры?
  • Как и какой RAW-конвертер выбрать?

Какие существуют RAW-конвертеры?

По своей сути все RAW-конвертеры можно разделить на две группы:

— «Родные» RAW-конвертеры от производителей камер
— Универсальные RAW-конвертеры от сторонних производителей.

Когда вы купили себе камеру, вместе с ней вы получили диск с RAW-конвертером фирмы-производителя вашей камеры. Практически каждая компания-производитель камер имеет свой формат RAW файлов и свой собственный софт для его конвертации (DPP от Canon, Nikon Capture от Nikon и т.д.). Это совсем не значит, что они делают действительно хороший, качественный и многофункциональный продукт. Просто они обязаны предоставить такой софт своему клиенту (то есть вам) и они его предоставляют.

На практике, главный и по сути единственный плюс «родных» конвертеров в том, что они обеспечивают довольно качественную передачу цветов и всей картинки в целом. Ведь производители фотоаппаратов как никто хорошо знают свойства и особенности своих камер. Но в плане возможностей по обработке, скорости работы и по общему функционалу — «родные» RAW-конвертеры заметно уступают продуктам сторонних производителей.

Поэтому если вы работаете с большим объемом фотографий и вам нужны обширные возможности для обработки — о «родных» конвертерах лучше сразу забыть… и начать читать следующий абзац нашей статьи.

RAW-конвертеров от сторонних производителей существует великое множество: Adobe Lightroom, Apple Aperture, Bibble Labs Pro, DxO Optics Pro, Lightcrafts LightZone, Nikon Capture NX, Phase One Capture One и многие другие. Все они имеют свои плюсы и минусы, но как и в любой другой нише программного обеспечения здесь есть свои лидеры. Так, существует масса программ для работы с графикой, а есть лидер — Adobe Photoshop. Среди RAW-конвертеров есть три титана:

Почему стоит использовать именно их?

Во-первых , все они предоставляют отличные возможности для обработки RAW.
Во-вторых , каждая из этих программ обладает большим функционалом, а так же имеет свои собственные уникальные «фишки».
И в-третьих — это самые распространенные RAW-конвертеры. А значит именно для них вы сможете найти больше всего уроков, статей и плагинов в интернете. Если у вас возникнут вопросы по использованию — тысячи пользователей этих программ смогут вам помочь ответами на форумах или блогах.

А теперь рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из этих конвертеров.

Lightroom (далее LR) — это программа «полного цикла» для работы с фотографиями. Вы сможете обработать фотографии, там же создать веб-страничку — галерею с вашими работами и закачать ее на ваш сайт, а потом не выходя из программы вы можете отправить фотографии в печать.

  • Одна из очень важных функций LR — это обширные возможности для каталогизации фотографий (работа с ключевыми слова, тегами, рейтингами, группами).
  • Главная сильная сторона LR в плане обработки фотографий — в простом доступе к большим возможностям работы с цветом и ч/б. LR — идеальный вариант для цветостилизаций фотографий, перевода в ч/б и выполнения прочих задач художественной направленности.
  • В LR возможно создавать пресеты — т.е. сохраненные настройки обработки фотографии. Сделав обработку на одной фотографии вы можете одним клинком применить ее к любой другой вашей фотографии. В интернете можно найти массу пресетов, создаваемые фотографами по всему миру, с интересными способами обработки.
  • Продуманная интеграция с Photoshop. Одним кликом вы можете открыть фотографию из LR в фотошопе.
  • LR для обработки фотографий использует «движок» Adobe Camera RAW (на нем же работает встроенный в Photoshop RAW-конвертер) А он далеко не всегда адекватно трактует цвета и саму картинку полученную с камеры. И как следствие — действительно серьезная работа с цветам в LR невозможна. «Действительно серьезная» — это уровень профессиональной цветокоррекции. Для обычной работы с цветами и тем более цветостилизациями — LR отлично подходит.
  • Возможности по устранению шумов на фотографии и также алгоритмы увеличения резкости в LR реализованы очень слабо. Из-за этого фотографию после LR приходиться дорабатывать в фотошопе.

По своей сути Aperture — аналог LR и его же главный конкурент. Это так же программа «полного цикла», возможности для обработки фотографий Aperture имеет не меньшие, чем LR. Но в отличии от LR, которая работает на ACR движке, Aperture работает на своем собственном движке. Цветопередача и трактовка всей картинки с камеры — в целом, лучше чем у LR, хотя так же имеет свои недостатки. Но на не профессиональном уровне эти различия несут скорее субъективный характер. Как говориться, на вкус и цвет. Можно выделить лишь несколько объективных плюсов и минусов Aperture перед LR:

  • Интерфейс Aperture — один из самых удобных и продуманных среди существующих сегодня RAW-конвертеров.
  • Алгоритмы устранения шумов и увеличения резкости на порядок лучше, нежели в LR.
  • Отсутствует возможность создавать пресеты по обработке фотографий.
  • Нет столь удобной, как в LR, интеграции с Photoshop.
  • И наконец самый главный минус — Aperture работает только на Mac OS.

Capture One 4 (далее С4) — это полноценный профессиональный РАВ-конвертер. И именно из-за этого имеющий сильные плюсы и не менее сильные минусы в своей работе. Для успешной работы с С4 необходимо понимание цвета и работы с ним. Успешная работа в С4 возможна только тогда, когда у фотографа есть представление о том, какой результат он хочет получить и какие технические приемы необходимо использовать для этого. При выполнении этих условий — С4 становиться мощнейшим инструментом для работы с RAW файлами.

  • С4 работает с ICC профилями. Для каждой модели камеры, компания Phase One разработала свой ICC профиль, что дает максимально точную цветопередачу и максимально адекватную картинку с камеры в целом. Ни один из RAW-конвертеров сторонних производителей не может добиться такого качества. Именно поэтому большинство профессионалов работают с C4.
  • С4 имеет очень большие возможности для цветокоррекции и тонкой, продуманной обработки фотографий.
  • Алгоритмы работы с Shadow/Highlights в С4 лучшие среди RAW-конвертеров на данный момент.
  • В С4 реализована удобная система пакетной обработки изображений. Это очень важная функция для фотографов снимающих репортажи.
  • Алгоритмы устранения шумов и увеличения резкости показывают лучший результат среди RAW-конвертеров.
  • Алгоритмы конвертации RAW файлов в С4 выполнены на профессиональном уровне. Например увеличение изображения на 140% при конвертации из RAW в JPG или ТIFF практически никак не отразиться на качестве картинки.
  • С4 — это исключительно РАВ-конвертер. Возможности для каталогизации файлов, печати, создания страниц для веба и пр. в нем практически отсутствуют.
  • Интерфейс С4 довольно аскетичен. В нем нет ничего лишнего, все инструменты направлены на выполнение конкретной операций. Первое время это может вызвать ощущение неудобства при работе. С4 рассчитан на основную работу с помощью hotkeys. Не всем это нравится, но если вы много работаете с фотографиями — хоткеи незаменимая вещь.
  • Как уже было сказано выше — работа в С4 требует понимания цвета, а так же довольно глубоких знаний в области обработки и цветокоррекции.

Какой RAW-конвертер выбрать?

Зная сильные и слабые стороны самых распространенных RAW-конвертеров важно определиться — что нужно именно вам. Какие функции в RAW конвертере для вас первостепенны, а какие — вторичны.

Если вы много снимаете и вам важно, чтобы ваши фотографии были удобно и надежно каталогизированы — ваш выбор — Lightroom. Не менее важно, что LR также предоставляет максимально простой доступ к обширным возможностям обработки. И это очень важный параметр, т.к. углубленная и сложная работа с цветом, обработка фотографий — удел профессионалов. Их задачи требуют соответствующих инструментов — таких, как Capture 4. Так же С4 незаменим для пакетной обработки репортажных съемок. Если вы действительно чувствуете потребность в такой программе — Capture 4 именно то, что вам нужно.

Инструкция

Выберите и установите программу для обработки этого типа файлов. Стоит заметить, что производители обычно комплектуют фотоаппарат своим собственным raw-конвертером. Эти программы бесплатны, имеют хорошую функциональность, однако не позволяют добиться максимально возможного результата. На рынке программ существуют три титана в этой сфере: Adobe Lightroom, Apple Aperture и Phase One Capture One. Среди них есть свои субъективные плюсы и минусы, однако, наиболее популярна и удобна первая программа. Lightroom задумывался как имитация темной комнаты для проявки негативов. Он позволяет очень просто каталогизировать информацию, обрабатывать большие массивы фотографий одновременно и очень прост в обращении.

Скопируйте нужные raw-файлы на компьютер. Не стоит производить обработку с flash-накопителей. Это существенно ускорит процесс обработки. Отключите на время работы с raw-редактором программы, активно использующие жесткий диск. Убедитесь в наличии свободного пространства. При работе с raw-файлом программа использует свободное место жесткого диска, в несколько раз превышающее его размер.

Импортируйте файлы . При этом заранее можно выбрать ряд параметров, которые будут применены ко всем фотографиям. Например, если все импортируемые фотографии являются портретами, можно выбрать «портрет», «повышенная резкость» или любые другие установки.

Скадрируйте изображение, оставив в рамках кадра самое главное и интересное. Старайтесь не включать в композицию ненужные вещи. Добейтесь лаконичного сочетания элементов.

Самым основным в изображении является экспозиция. Выставите контраст и яркость на значения по умолчанию, если программа увеличила их, и оцените график гистограммы. С помощью уменьшения или увеличения параметра экспозиции добейтесь такого ее положения, чтобы график не выходил за края.

Приступайте к корректировке полученного изображения. Поэкспериментируйте с контрастом, заполняющим светом, . Если фотография цветная, то воспользуйтесь корректировкой баланса белого, установив такую световую температуру, где фотография будет иметь естественные цвета. Можно наложить маски затемнения или осветления отдельных частей фотографии. Экспериментируйте с этими настройками, пытаясь найти оптимальное их сочетание.

Последним этапом обработки изображения являются общие фильтры. Увеличьте при необходимости общую резкость кадра, уменьшите шумы. При желании можно использовать , тонировку или наложение зерна.

Экспортируйте фотографию в jpeg-файл, выставив параметр качества на максимальное значение. При необходимости можно воспользоваться дальнейшей обработкой в графическом редакторе. Однако это имеет смысл только при сильном изменении изображения: редактирование пластики, коллажирование, клонирование текстур, исправление поверхности кожи, волос, складок одежды и других сложных манипуляций.

Полезный совет

Большинство профессиональных программ позволяет использовать предустановки обработки, именуемые пресетами. Чаще всего они являются бесплатными и без труда находятся в сети. Например, если вам необходимо обработать свадебные фотографии, поищите свадебные пресеты для вашей программы. Установите их. При запуске пресета обработки программа сама откорректирует все параметры, а также оставит вам возможность собственноручно внести корректировки в полученный результат.

Источники:

  • как обработать в raw

С переходом профессиональных фотографов на цифровую аппаратуру в мире мгновенных снимков изменилось очень многое. Теперь не нужно проявлять пленку, создавая для этого специальные условия, - достаточно подключить камеру через USB-кабель к компьютеру, и можно печатать. Однако настоящие профи никогда не снимают в привычном и понятном для любого компьютера формате Jpeg. В процессе съемки они сохраняют кадры в другом формате - Raw, который несет гораздо больше информации и открывает широкие возможности для коррекции.

Отличие Raw от Jpeg

В переводе с английского raw «сырой», что очень близко к правде. Jpeg содержит готовую информацию, которую автоматически выдает программное обеспечение (ее достаточно для отображения кадра на стандартном мониторе). Если ошибся и сделал кадр слишком темным или, наоборот, переэкспонированным, мыльным или шумным, никакими средствами это уже не исправить. Raw же «прощает» неверно заданные и позволяет сделать первичную обработку при помощи гораздо более совершенных программ. Именно поэтому вес Raw-файла несоизмеримо выше, чем аналогичного кадра Jpeg.

Содержимое Raw-файла

1. Метаданные: условия съемки, установленные параметры обработки, идентификационные камеры;
2. Превью, чаще всего в формате Jpeg;
3. Данные с матрицы.

Весит такой файл от 15 мегабайт. В зависимости от модели Raw может иметь следующее расширение: .nef, .cr2, .arw.

Возможности Raw

1. Исправление баланса белого;
2. Исправление экспозиции;
3. Коррекция дисторсии;
4. Удаление эффекта хроматической аберрации;
5. Насыщенность, резкость и контраст.

Однако надеяться на то, что постобработка улучшит все, нельзя. Кадр должен быть четким изначально, потому что никакую шевеленку или расфокусировку программой не исправить.

Программы, работающие с Raw-форматом

Каждый зеркальных фотоаппаратов выпускает собственное программное обеспечение, которое позволяет преобразовать Raw в Jpeg или сохранить его в , например, Psd для последующей обработки в программе Adobe Photoshop. С самим файлом Jpeg ни один уважающий себя работать не будет, поскольку качество фото раз от разу будет только ухудшаться.

Многие начинающие фотографы предпочитают пользоваться бесплатными утилитами, идущими в комплекте с самим фотоаппаратом. У Canon c Raw Canon Utilities RAW Image Converter, у Nikon - Nikon Imaging и Capture NX, у Sony - Sony RAW Driver.

Что же касается универсального программного обеспечения, самым популярным является Adobe Photoshop Lightroom, он позволяет не только скорректировать само изображение, но и подготовить его к публикации на фотохостинге для продажи, внеся в него все необходимые метаданные. Тем, кто предпочитает сразу работать в «Фотошопе», необходимо установить плагин Adobe Camera RAW, который « » этот формат на понятный редактору язык. Однако у «Лайтрума» и «Фотошопа» есть единственный, но очень существенный недостаток - их стоимость.

Прежде, чем я перейду непосредственно к делу и расскажу о работе с конвертером Adobe Camera Raw , хотелось бы сделать небольшое вступление и объяснить, какую именно цель я преследую в создании этой статьи и на кого она соориентирована.

В первую очередь, хочу отметить, что цели рассказать абсолютно всё, что я знаю о работе с этим конвертером (далее – ACR) у меня нет. Для этого потребовалось бы слишком много времени, да и сил. К тому же, хоть я и знаю многое, но явно далеко не все. Да и источников, чтобы почерпнуть доскональную и гарантированно правильную информацию о работе с этой программой, и без меня хватает. Например, очень неплохой учебник “Adobe Photoshop CS3 for Photographers” , который написал Martin Evening .

Моей же целью является дать самые необходимые основы и раскрыть работу с наиболее востребованными (с моей точки зрения) инструментами ACR, чтобы любой новичок, до сих пор не решавшийся снимать в RAW и работать с ним, прочитав эту статью, понял, что дело это, на самом деле, довольно простое, а главное – чрезвычайно удобное и полезное.

***

RAW — (c англ. – “cырой») формат данных, содержащий необработанную информацию и позволяющий избежать ее потерь. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимают данные, полученные без обработки напрямую с матрицы фотокамеры. .

Практически любая современная цифровая камера имеет возможность снимать (а точнее — записывать полученную информацию) в формате JPG и RAW . Главное отличие этих двух форматов заключатеся в том, что JPG — это результат обработки полученных данных самой камерой и как следствие ужатое и с массой потерянной информации изображение, а RAW — это вся информация полностью, что поступила на матрицу камеры в процессе съемки. Как правило, умные современные фотокамеры справляются с обработкой информации довольно прилично и выдают в виде JPG вполне приемлемый результат, но все же за редким исключением они не могу это сделать лучше, чем мы, гораздо более умные люди. Так что, перефразирую знаменитую мичуринскую фразу: «Не будем ждать милости от цифровой техники, наша цель — взять ее самим!»

Итак, приступим…

  • Workflow Options — Для начала следует определиться с Workflow Options (по клику на помеченную красным строку под фото). Необходимо выбрать, в каком цветовом пространстве (Space ) мы будем работать (если фотография будет печататься, то выбираем Adobe RGB 1998, если файл вам нужен исключительно для web-применений, то sRGB вполне достаточно), а также выбрать глубину (Depth ), размер (Size ) и разрешение (Resolution ) нашего будущего файла.Хочу отметить, что конвертировать в более широком пространстве, при большой глубине, максимальных размерах и разрешении, конечно, лучше всего для качества конечного результата, но не следует забывать, что все это выдаст нам в итоге файл довольно внушительного размера (50-70 Мб в среднем), а место на жестком диске не резиновое. Так что будем разумны и постараемся соотносить свои потребности с необходимостью.
  • Управление данными конвертации — В правой части панели управления в строке рядом с надписью Basic есть довольно неприметная кнопочка, а между тем за ней прячутся очень удобные и необходимые функции. С их помощью мы можем сохранять данные любой конвертации, а затем с помощью одного клика применять их к любому другому раву. По умолчанию все данные конвертации сохраняются в небольшой файлик формата .xmp , который автоматически сохраняется в папку, где лежит конвертируемый рав. Если это не происходит (вы могли, например, отменить эту функцию), то данные можно сохранить, нажав на Save Settings …В будущем же, при желании применить сохраненные данные к любому другому раву, достаточно загрузить соотвествующий .xmp файл через функцию Load Setting
    Также ACR дает возможность конвертировать и вносить изменения одновременно в большое количество равов, но об этом я расскажу немного позднее.
  • White Balance Tool — Прежде, чем мы перейдем к следующей части, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент — инструмент изменения баланса белого. Это пипетка, которая работает по тому же принципу, что и серая пипетка в Curves в Фотошопе (подробнее на эту тему в «Простых чудесах цветокоррекции»).
    Инструмент очень полезный при каких-то спорных моментах с балансом белого или, например, при конвертации инфракрасных изображений.

Хоть White Balance Tool и удобен, но все-таки основной инструмент изменения баланса белого, а также много другого чрезвычайно полезного находится в другом месте. Для этого снова перейдем к правой, основной части панелей инструментов Basic :

  • White Balance — В этом разворачивающемся окошке можно выбрать несколько стандартных автоматических установок баланса белого, которые также есть у любой фотокамеры. Следует учитывать, что, несмотря на «стандартность», они могут довольно существенно разниться от камеры к камере и от программы к программе и, что самое главное, далеко не всегда соответствовать истинному положению вещей, то есть установки эти сильно усредненные и приблизительные.
    Всегда можно попробовать нажать на вариант Auto , не так уж редко он выдает вполне приемлемый результат. Ну, а если вам не подошли ничего из предложенного, то в вашем распоряжении есть инструменты ручного выставления баланса белого — Temperature и Tint . Ну, и опять-таки не забываем о пипетке White Balance Tool!
  • Exposure — Один из самых главных инструментов конвертера. С его помощью можно сделать существенную экспокоррекцию имеющегося кадра. Например, мой портрет совы довольно заметно недоэкспонирован (темноват), что легко исправляется при помощи движения рычажка в плюс. В случае, если кадр переэкспонирован (пересвечен), это исправляется движением рычажка в минус. Отслеживайте изменения по превью фотографии — пересвеченные фрагменты будут заполняться красным цветом, что очень удобно и наглядно.
  • Recovery — У моей совы белое оперение, а белый цвет очень легко уходит в пересвет. Так, поправив экспозицию в плюс, я получила явные пересветы в кое-каких местах на перьях. Чтобы исправить это, воспользуемся во истину чудесным инструментом Recovery . Он позволяет расширить динамический диапазон фотографии еще в процессе элементарной конвертации рава, убирая пересветы в необходимых местах, (почти) не затрагивая при этом остальные части кадра.
  • Fill light — Второй инструмент, помогающий в расширении динамического диапазона. С его помощью при необходимости можно высветлить излишне темные участки в тенях, (почти) не затрагивая остальные фрагменты фотографии. Хочу обратить ваше внимание на то, что с инструментами Fill light и Recovery следует обращаться аккуратно и не терять чувство меры, так как, переусредствова с их применением, можно легко получить некрасивые, плоские и шумные фотографии. При правильном же и умеренном использовании этим инструментам нет цены!
  • Clarity — Еще один чудесный инструмент, с помощью которого можно повысить тональный контраст изображения (повысить микроконтраст и получить бОльшую детализацию) или же, наоборот, снизить его, получив подобие эффекта «софт фокус». Но осторожно! Чрезмерное употребление, можно пагубно сказаться на изображении — полезут шумы и артефакты, особенно заметные на зонах вне фокуса, или же легко пропадут детали в наименее контрастных зонах снимка.
  • Vibrance — Очень славный, на мой взгляд, инструмент, который мне лично полностью заменил инструмент Saturation . Вся его прелесть заключается в том, что он повышает насыщенность цвета лишь выборочно и только в тех зонах, что уже являются наиболее выделяющимися и яркими, (почти) не затрагивая более спокойных (фоновых) тонов.

Теперь перейдем к следующей страничке — Tone Curve .

Все, что касается контраста (и косвенно — цвета) можно доработать здесь, работая непосредственно с графиком гистограммы и отдельными зонами света, теней и полутонов. Принцип работы тот же, что и в Curves самого Фотошопа, но в том числе и более упрощенный.

Если работать со второй закладкой Point , то мы получаем тот же график, в котором можно работать по любым произвольным точкам, как и в Фотошопе.

А вот в закладке Paramtric изменение данных производится с помощью изменения значений по четырем пунктам (света в двух значениях и теней тоже в двух значениях). Для людей, не очень хорошо чувствующих фотошоповские Curves , закладка Paramеtric должна быть гораздо более очевидна и интуитивно понятна.

В более ранних версиях ACR функция Point , к сожалению, довольно сильно глючила и пользоваться ей было практически невозможно (быть может, это было только у меня, не знаю). Так что, немного позлившись и поплевавшись, я привыкла использовать функции Paramеtric .

В последней же имеющейся у меня версии точки наконец-то заработали, но я уже настолько привыкла к работе с параметрами, что на автомате сначала иду в эту закладку, вношу изменения… а затем уже перелистываю на вторую и довожу окончательно по точкам графика. Насколько это имеет смысл, честно говоря, не знаю, но я уже привыкла работать именно так.

Двигаемся на следующую страничку — Detail . Здесь мы будем работать над резкостью изображения и бороться с шумами.

NB! Как справедливо гласит текст под инструментами, прежде, чем начать вносить какие-либо изменения в этом окне, увеличьте размер превью до 100% или выше, только так вы сможете достоверно отслеживать вносимые изменения.

Инструмент Noise Reduction состоит из двух частей — Luminance и Color . В первой вы работаете с подавлением яркостного шума, а во второй — цветового. Если в этом есть необходимось, в графе Color ползунок можно смело двигать чуть ли не до самого максимального значения, вреда от этого не будет. С Luminance же нужно быть осторожным — чем выше будет значение, тем сильнее будет падать общая резкость изображения. Впрочем, это можно несколько исправить.

Sharpening — с помощью этого инструмента можно существенно поднять резкость изображения. Действует он примерно по тому же принципу, что и наиболее популярный инструмент этой серии в Фотошопе — Unsharp Mask .
Про себя лично могу сказать, что использую этот инструмент в конвертере очень умеренно и чаще всего только в тех случаях, когда предварительно пришлось поработать с подавлением шумов.

Теперь переходим на HSL / Grayscale — наиболее важную часть по цветокоррекции в конвертере.

Здесь можно довольно гибко и быстро перевести изображение в черно-белый спектр, для этого достаточно поставить галочку рядом с надписью Convert to Grayscale .

Мы же сейчас работаем с цветом, поэтому оставляем это мест нетронутым и переходим к закладкам инструмента HSL — интересную и, на мой взгляд, вполне удачню смесь фотошоповских Hue/Saturation , Selective Color и Channel Mixer .

Hue — Работая с разными цветовыми каналами, здесь можно выбрать оттенки любого из представленных цветов. Например, мне не хотелось, чтобы красный на фотографии отдавал в розовый, а желтый хотелось сделать немного более теплым — так я и подвинула соответствующие рычажки.

Saturation — По тому же принципу, что и в предыдущей части, здесь можно работать с насыщенностью различных цветов, не затрагивая при этом любые другие.

Luminance — Этот же инструмент позволяет изменять по каналам яркость цветов от более темного к более светлому, или наоборот.

Все эти инструменты очень наглядны и интуивно понятны. Но, как и в работе с большинством других инструментов конвертера, главное здесь, не терять чувство меры.

Итак, наше изображение уже почти готово, остались последние штрихи — исправление недочетов работы отпики, которые можно сделать в разделе Lens Corrections .

Именно с этими неприятными явлениями можно бороться с помощью инструмента Chromatic Aberration . Увеличьте изображение до 100% и выше и, двигая ползунки туда-сюда, отслеживайте изменения в проблемных зонах снимка, пока не придете к оптимальному результату.

Камеры и разнообразнейшие мобильные гаджеты, умеющие фотографировать, уже стали привычными предметами повседневности. Кому сейчас придёт в голову, например, переписывать какой-то нужный текст, когда можно просто достать смартфон и отщёлкать нужные страницы? Зачем пытаться объяснить на словах, как выглядит что-то, если можно это что-то отснять и потом просто предъявить фото на планшете? Сегодня фотографировать не умеют разве что пылесосы - и то не факт, что скоро производители не научат делать это и их тоже. Вон, камеры, не требующие питания, .

Совершенно закономерным этапом совершенствования цифровой техники стал тот факт, что формат RAW вырвался из рамок профессиональных зеркальных фотоаппаратов и стал появляться и в «мыльницах», компактах и даже в смартфонах/планшетах. И если вы являетесь обладателем девайса, поддерживающего функцию съёмки в RAW, но не знаете, что это и с чем это едят - вам под кат. Формат RAW - довольно интересная и дающая массу творческих возможностей штука, хотя и требующая умения с собой обращаться…

Пост расчитан на новичков и тех, кто совершенно не в теме RAW-файлов. Любители фотографии вряд ли найдут здесь для себя что-либо новое, но могут помочь новичкам в комментариях. ;)

Achtung! Под катом тяжеловесные GIF"ки.

Суть и особенности формата RAW

Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» - выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать.

То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.


Добиться таких красот без постобработки очень тяжело.

Технически это выглядит следующим образом:

  1. Фотограф нажимает кнопку спуска, матрица камеры «снимает» световой поток, который преобразуется в аналоговый сигнал.
  2. Сигнал поступает на обработку в микропроцессор, который интерполирует данные из сенсоров, применяет выставленные пользователем (или в авторежиме) значения баланса белого, экспокоррекции, насыщенности и т.д.
  3. Полученные результаты конвертируются в цифровой вид и сохраняются в память камеры в JPEG или TIFF-файл.
Понятно, что после этого изменить базовые характеристики кадра вроде баланса белого или контрастности будет затруднительно, так как результаты съёмки записаны в формат, исключающий всю «лишнюю» информацию: только итоговый цвет каждой конкретной точки. Глубокая правка JPEG сродни сканированию готовой дипломной работы ради исправления одной опечатки. А вот если на руках у фотографа есть чистые исходные данные с матрицы - другое дело! Поэтому современная фототехника, как правило, умеет сохранять и их тоже - в файлы формата RAW.

Для чего это нужно? Ответ очевиден - фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального


Сделать из обычного леса и цветочной поляны чуть ли не инопланетный пейзаж? Проще простого!

Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл , снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр - что уж говорить про обычных пользователей…

Плюсы и минусы RAW

В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:
  • в RAW сохраняются все полученные значения для каждой точки за весь период экспонирования матрицы - то есть в RAW доступен весь цветовой охват камеры, на которую производится съёмка;
  • возможность ручной коррекции недостатков фото, связанных со свойствами объектива, а также исправление (до определенных значений) ошибок экспонирования;
  • при сохранении снимка искажения преобразования не превышают 1%;
  • большие возможности изменения кадра, сделанного в ультрафиолетовом или инфракрасном свете;
  • возможность осветлять или затемнять отдельные участки кадра (при том, что, например, в том же JPEG по большей части возможно только осветление);
  • возможность выбора конечного формата сохранения изображения.
Разумеется, у RAW есть и свои недостатки. Это:
  • большой размер файлов, по причине чего место на карте/в памяти камеры заканчивается быстрее, чем при съёмке в JPEG;
  • предыдущий пункт ведёт к тому, что для серийной съёмки требуется большой буфер памяти в камере и высокоскоростная карта памяти;
  • недорогие камеры долго «думают», снимая в RAW (из-за медленного буфера, расчитанного на JPEG’и);
  • отсутствие унификации кодировки самих файлов - у каждого производителя камер он свой.

Работа с RAW

Как уже было сказано выше, для RAW нет единого формата кодировки, так как каждый производитель реализует его по-своему: у Canon это CR2, у Nikon - NEF, у Sony - ARW и так далее. Поэтому выбор софта для обработки RAW выбирается каждым фотографом исходя из используемой им фототехники. Обычно нужный софт поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Его главное преимущество - бесплатность. Но кроме того, рынок ПО предлагает и независимые программы, поддерживающие большинство кодировок RAW, либо умеющие конвертировать их в свой специфический формат. Не имеет смысла подробно останавливаться на всех популярных программах для работы с RAW, мы лишь упомянем две самые подходящие для начинающих. Делать первые шаги проще всего с помощью «родного» софта для вашей камеры, если производитель предоставляет таковой.

Владельцы камер Nikon могут воспользоваться приложением от производителя - Capture NX-D . Данный продукт бесплатен и может быть свободно скачан с официального сайта Nikon. Преимущества NX-D заключаются в легковесности, простоте интерфейса, а также возможности сравнения изображений и наличию пакетной обработки параллельно с комплексный редактированием. Из минусов - отсутствие возможности редактирования отдельных фрагментов фото.

Для обработки снимков, сделанных с помощью фотоаппаратов Canon, существует официальная программа Digital Photo Professional . Это проверенный временем софт, существующий достаточно давно, но регулярно и оперативно обновляющийся. Она бесплатна (требуется только указать серийный номер фотоаппарата при скачивании программы с сайта Canon), при этом имеет достаточно широкий функционал и пользуется популярностью не только у любителей, но и профессионалов. Главный плюс - очень простой интерфейс, благодаря которому программа осваивается очень быстро.

Среди универсальных конвертеров RAW в первую очередь следует выделить опенсорсный Raw Therapee . При том, что распространяется бесплатно, это приложение имеет функционал, практически ничем не уступающий большинству платного софта: интегрированный файловый менеджер, функция предварительного просмотра изменений, система рейтинга снимков, удобный и понятный интерфейс, пакетная обработка. Всё просто, наглядно и понятно.

Ну и самые популярные у фотографов всего мира конвертеры - это продукты компании Adobe (платные): Camera Raw и Lightroom . Работать в Camera Raw имеет смысл для тех, кто снимает немного и кому требуется широкая доработка готового снимка уже с помощью традиционных инструментов в Photoshop. Если же обширная ретушь не требуется - можно работать в Lightroom: он проще, не так требователен к ресурсам, заточен именно под «проявку» RAW’ов и имеет встроенные средства каталогизации и создания слайд-шоу.

Следует отдельно отметить, что неоднократно предпринимались попытки унифицировать форматы кодировки RAW, и именно компания Adobe добилась в этом более-менее стабильных результатов, разработав собственную кодировку DNG . Разработка оказалась довольно успешной, и на сегодняшний день её «переваривает» не только сторонний софт, но и многие специализированные программы от производителей самой фототехники.

Редактируем RAW

Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы.

Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится.

Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого.

Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») - средние тона - редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции.

Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.


Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.

Почему недосвет лучше пересвета

Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы - как своеобразные «накопители» этих частиц.

Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд - в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.

А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно - из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.

Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.

Съемка RAW на телефонах

Смартфоны научились снимать в формате RAW совсем недавно, да и далеко не все производители внедрили эту опцию в камеры своих телефонов. Сегодня из представленных на рынке смартфонов снимать в RAW умеют Nokia Lumia 930, 1020 и 1520, а также некоторые модели Google Nexus, OnePlus, ZTE, LG и Xiaomi. Продукция Apple в этом плане отстаёт и еще не освоила эту функцию, но некоторые приложения позволяют открывать RAW’ы из внешних источников. Конкретно формат кодировки DNG поддерживает и того меньше устройств и только после установки дополнительного софта (Mi2raw Camera для OnePlus One, ZTE Nubia Z5sn, LG G2, Xiaomi Mi2 и Mi3, а также Camera FV-5 для Google Nexus 5 и 6).

Mi2raw Camera - достаточно громоздкое приложение, которое к тому же предназначено для небольшого количества смартфонов, но имеющее неплохой функционал и в целом делающее хорошие снимки в RAW. Camera FV-5 помимо умения сохранять неплохие RAW’ы, может похвастаться удобным интерфейсом, полностью настраиваемым параметрами съёмки и кучей фич: удобные готовые программы съёмки, длинные значения выдержки, полноценный брекетинг экспозиции, режим бесконечной фокусировки и многое другое, но за неё просят несколько рубликов.

Для гаджетов на Windows есть приложение RAWer . В наличии поддержка очень большого количества форматов кодировки и моделей фотоаппаратов, быстрый импорт фото с камеры, широкий перечень возможностей, в том числе кадрирование фото, и при этом низкие системные требования и легковесность. К сожалению, функции редактирования фотографий - платные.

Заключение

Безусловно, RAW - не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере - идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW - не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.


Яркие и контрастные домики, не пересвеченное небо, широкий динамический диапазон и красивые цвета - без съёмки в RAW точно не обошлось.

Конечно, тут не всё так однозначно - нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать - тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.


При съёмке в JPEG мы бы получили либо чёрные пятна вместо камней, либо слишком яркий закат. RAW позволяет получить нормальную картинку и в тенях, и в ярких участках кадра.

Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? :) Ставьте плюс, если тема интересная - мы обязательно продолжим. Удачных кадров.

Наши обзоры:
»
»
» - Обратите внимание на этот пост. :) Здесь тоже немного рассказано про возможности RAW у ультракомпактного Nikon"а.
» - А эта штуковина полностью на него отснята.
» Добавить метки