ТП Excel содержит развитое средство деловой графики ­– мастер диаграмм . Познакомимся с его возможностями более детально, нежели это было описано выше.

Диаграмма – это средство графического изображения количественной информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и т.п.

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтальной оси Х откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси Y – значения зависимой переменной (функции). На один рисунок может быть выведено одновременно несколько диаграмм.

При графической обработке числовой информации с помощью ТП Excel следует:

1) указать область данных (блок клеток), по которым будет строиться диаграмма;

2) определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока клеток.

При выборе по столбцам Х -координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока клеток. Остальные столбцы содержат Y -координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока клеток является строкой Х -координат, остальные строки содержат Y -координаты диаграмм.

Типы диаграмм, имеющиеся в ТП Excel, и способы их построения рассмотрим на конкретном примере.

Пример. Три магазина по продаже сложной бытовой техники в течение недели продали количество единиц оборудования, отраженное в таблице 2.8.


Таблица 2.8

A B C D E F G H
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Магазин 1
Магазин 2
Магазин 3

Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения дискретного изменения одной или нескольких величин (Y) в разных точках (при разных X). На рис. 2.24 представлена гистограмма, отражающая результаты торговли магазина №1 за каждый день недели.

Рис. 2.24. Гистограмма, отражающая продажи магазина №1 за неделю

Диаграмма на рис.2.25 представляет из себя множественную гистограмму. Она дает возможность наглядно сравнить три величины: результаты торговли трех магазинов.

Рис. 2.25. Гистограмма, отражающая сравнительные результаты работы трех магазинов

На рис.2.26 представлена ярусная диаграмма. Другое название – гистограмма с накоплением. Здесь каждый столбик – это сумма трех величин. Диаграмма дает представление о вкладе каждой величины в общую сумму.



Рис. 2.26. Гистограмма с накоплением, отражающая сравнительные результаты работы трех магазинов

На рис.2.27 в виде графика отражена та же информация, что приведена на рис.2.24 в виде гистограммы. Аналогично рис.2.28 отображает ту же информацию, что и рис.2.25-2.26.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Применение круговой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляют нечто единое целое (100%).

Рис. 2.29. Круговая диаграмма, отражающая вклад различных магазинов в совокупные продажи

Коротко опишем технику работы с мастером диаграмм. Его вызов производится выполнением команды Вставка /Диаграмма .

Рассмотрим алгоритмы получения диаграмм, представленных в предыдущем параграфе, построенных на основании данных из таблицы 2.8.

Гистограммы (столбчатые диаграммы). Порядок получения диаграммы, изображенной на рис.2.24, следующий:

1. Выделим в таблице блок ячеек B1:H2

2. Вставка/Диаграмма

3. На закладке Стандартные выберем тип Гистограмма , вид – Обычная Гистограмма/Далее

4. Укажем диапазон выбора данных – В1:Н2 и порядок выбора – в строках; (автоматически установлены)/Далее

5. Оформим диаграмму. На закладке Заголовки указывается заголовок диаграммы, подписи к осям; на закладке Легенда укажем место расположение легенды (в данном примере можно не использовать)/Далее

6. Разместим диаграмму; для этого есть два варианта: разместить на том же листе, что и таблица, или на отдельном листе (выберем тот же лист)

7. Готово

Построение множественной диаграммы, изображенной на рис.2.25 от первой отличается следующим: в качестве области данных указывается блок A1:H4.

Легенда (рамочка с именами) заполняется по содержимому первого столбца. В ней отмечаются способы штриховки столбиков, относящихся к каждому из магазинов (возможна маркировка цветом или иными способами).

При построении ярусной диаграммы, изображенной на рис.6.6, в качестве области данных указывался блок А1:Н4. На 1-м шаге указывался тип «Гистограмма», вид – «Гистограмма с накоплением».

График. В алгоритме построения графика (рис.2.27, 2.28) на 1-м шаге указывается тип «График», вид «График с маркерами, помечающими точки данных».

Круговая диаграмма. При построении диаграммы на рис.2.29 на 1-м шаге указывается тип «Круговая диаграмма». В качестве блока данных было указано: А2:В4.

ТП Excel содержит еще целый ряд других типов и видов диаграмм, с которыми следует познакомиться экспериментально.

Отметим, что любой из объектов диаграммы имеет свои свойства, такие, как цвет, шрифт и т.п. Если возникает необходимость изменить эти свойства, нужно:

1) щелкнуть по объекту правой кнопкой мыши;

2) выбрать из контекстного меню пункт Формат ;

3) изменить свойства объекта и нажать ok.

Помимо иллюстрирования текстов делового назначения, показанного в предыдущем примере, графические возможности Excel используются и при решении математических задач. На следующем примере покажем, как с помощью Excel построить графики функций sin(x ) и sin(x +a ).

Задачу можно разбить на два задания: 1) построить таблицу значений функций; 2) построить графики функций.

Алгоритм создания таблицы и графика

1. В ячейки В1, С1, А3, В3, С3 внести заголовки. Сделать их полужирным шрифтом и отцентрировать.

2. В ячейку В2 занести значение шага – p/6. Для этого: сделав ячейку текущей, щелкните по кнопке Мастер функций . Выберите из списка категорий Математические и далее из списка функций – ПИ щелкните по ok . Вставив функцию, необходимо отредактировать содержимое ячейки В2. Для этого: сделав ячейку текущей, щелкните мышью в строку формул и добавьте знак «-» перед функцией и «/6» после функции ПИ().

3. Значение параметра a равно ПИ()/2 . Его можно ввести, не прибегая к помощи мастера функций. Аналогично в ячейку А4 занесите начальное значение аргумента – ПИ().

4. В ячейку А5 занесем формулу для вычисления следующего значения аргумента - =A4+$B$2. Ссылка на ячейку А4 сделана относительной, так как при копировании формулы вниз по столбцу необходимо, чтобы изменялся номер строки – каждый раз надо прибавлять шаг к предыдущему значению аргумента. Ссылка на ячейку В2 сделана абсолютной, так как аргумент изменяется на постоянное число, хранящееся в ячейке В2, и при копировании ссылка на В2 изменяться не должна.

5. Скопируем формулу из ячейки А5 в диапазон А6:А16. Для этого, сделав ячейку А5 текущей, щелкните по кнопке Копировать в буфер . Затем выделите диапазон А6:А16 и щелкните по кнопке Вставить из буфера.

6. Вычислим значение функции от первого значения аргумента. Для этого поставим курсор в ячейку В4 и щелкнем по кнопке Мастер функций . Из списка функций выберем sin и щелкнем по ok. Далее необходимо ввести число, являющееся аргументом функции. Диалоговое окно можно отодвинуть и щелкнуть мышью по ячейке А4 (Excel автоматически подставит адрес в строку формул) и щелкнуть по ok.

7. Готовую формулу из В4 необходимо скопировать в ячейки В5:В16. В итоге получилась таблица аргументов и значений функции y =sin(x ).

8. Введем в С4 формулу =SIN(A4+$C$2) . Отличие ее от формулы, содержащейся в В4, заключается в прибавлении к аргументу постоянного числа, находящегося в ячейке С2. При дальнейшем копировании формулы аргумент должен изменяться, а число а - нет, поэтому на С2 сделана абсолютная ссылка.

9. Размножим формулу, находящуюся в С4, на диапазон С5:С16 (воспользуемся автозаполнением). Первое задание выполнено.

А В С
Шаг a
0,523598776 1,570796327
Аргумент ф-я sin(x) ф-я sin(x+a)
-3,14159 -1,22515E-16 -1
-2,61799 -0,5 -0,866025404
-2,0944 -0,866025404 -0,5
-1,5708 -1 -4,44089E-16
-1,0472 -0,866025404 0,5
-0,5236 -0,5 0,866025404
-6,7E-16 -6,66134E-16
0,523599 0,5 0,866025404
1,047198 0,866025404 0,5
1,570796 1,01069E-15
2,094395 0,866025404 -0,5
2,617994 0,5 -0,866025404
3,141593 1,45478E-15 -1

10. Построим графики функций. Выделим диапазон А3:С16, щелкнем по кнопке Мастер диаграмм и далее выберем тип диаграммы - график .

Рис. 2.30. График, полученный в результате описанных в тексте действий

В заключение данного раздела отметим следующее. Помимо того, что имеется большая встроенная библиотека построения графических образов: графиков, диаграмм, гистограмм, Excel содержит мощный встроенный графический редактор. Также большое внимание в Excel уделено оформлению книги, ее листов. Для этих целей используют формат текстов и чисел, цвета и заливки, стиль, шрифты и т.д. По сути, графический редактор сопряжен с текстовым процессором, близким по возможностям с издательскими системами типа Word. Excel не только «дружен» с текстовыми и графическими системами, но и поддерживает основные действия, характерные для систем управления базами данных (СУБД). В этом смысле современные электронные таблицы (Excel, QuattroPro, Lotus) являются интегрированными программными системами. Более того, у них развит аппарат импортирования и экспортирования данных из других программных систем.

Эти и многие другие приятные сервисные возможности, порой неожиданные, можно для себя открыть при работе с Excel.

Контрольные вопросы и задания

1. С какими типами данных работают электронные таблицы?

2. Создайте ЭТ «Стипендиальная ведомость».

3. Составьте смету расходов для организации турпохода, если известна общая сумма затрат. Постройте различные виды диаграмм и подготовьте отчет.

4. Составьте компьютерную модель Солнечной системы в электронных таблицах. Считая, что планеты движутся вокруг Солнца по окружностям с постоянной скоростью, определите скорость движения по орбите для каждой планеты. Например, для Марса V = 2·3,14·0,387/0,24 = 10,1(км/ч). Оцените, в каких пределах может меняться расстояние от Земли до Марса. При каких расположениях планет достигаются наименьшее и наибольшее значения.

5. Пусть интервал движения автобуса составляет 10 мин. Среднее время ожидания автобуса можно оценить проведя N опытов, разыгрывая случайное число в интервале . Найдите среднее значение для серий из 10, 50, 100 опытов. В случае двух маршрутов найдите среднее значение ожидания, когда интервал движения первого автобуса составляет 10 минут, а второго – 60 минут. Постройте вычислительную таблицу для трех маршрутов.

6. Постройте графики функций

7. Заполните таблицу 2.9 и выполните следующее:

Таблица 2.9

Наименование Фирма Опт. цена Розн. цена Дата продажи
Телевизор Sony 2 000 р. 2 500 р. 12 авг
Телевизор Samsung 1 700 р. 2 100 р. 17 авг
Телевизор Panasonic 2 200 р. 2 650 р. 12 сен
Телевизор Panasonic 2 600 р. 2 800 р. 10 окт
Видео Samsung 1 200 р. 1 400 р. 12 окт
Видео Sony 1 650 р. 1 800 р. 09 ноя
Видео Panasonic 1 370 р. 1 600 р. 08 дек
Электр. плита Ariston 2 500 р. 2 700 р. 12 окт
Электр. плита Ariston 2 600 р. 2 700 р. 09 ноя
Электр. плита Indesit 2 100 р. 2 300 р. 08 дек
Стир. машина Ariston 2 600 р. 2 800 р. 12 окт
Стир. машина Indesit 2 800 р. 3 000 р. 11 дек
Стир. машина Bosh 3 700 р. 4 000 р. 17 дек

· отсортируйте данные по убыванию даты продажи;

· отсортируйте данные так, чтобы товары были в алфавитном порядке, а одинаковые товары были отсортированы еще и по оптовой цене по убыванию;

· выдайте только данные о телевизорах фирмы Panasonic с помощью автофильтра ;

· выдайте на листе только те товары, розничная цена которых меньше либо равна 2500 р.

МБОУ Чалтырская СОШ №1

Мясниковского района Ростовской области

План урока информатики

в 9 классе.

«Деловая графика в электронных таблицах»

Разработала:

учитель ИиИКТ

Бешлиян О.В.

2016г

Тема урока: Деловая графика в электронных таблицах.

Цели урока:

Образовательные:

    Систематизация знаний по теме.

    Повторение, закрепление и приобретение новых знаний учащимися.

    Умение применять знания к решению задач.

    Познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel при создании элементов деловой графики – диаграмм;

    Рассмотреть виды диаграмм и их применение при решении задач;

Развивающие:

    Расширение кругозора учащихся.

    Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

    Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету информатика.

    Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

    Развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные:

    Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в группе, в коллективе;

    Воспитание дисциплинированности;

    Воспитание уважения друг к другу.

Задачи урока:

    Создать условия для самовыражения и развития активности для каждого ученика через практическую деятельность;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, учебник «Информатика 9», презентация «Деловая графика в ЭТ», раздаточный материал с заданиями, офисная программа Microsoft Office Excel 2007

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: работа в группах, индивидуальная работа .

План урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний и умений. Тестирование

    Изучение нового материала

    Работа в группах- первичное закрепление

    Отчёт о проделанной работе и обобщение изученного материала

    Контроль за результатами учебной деятельности. Рефлексия.

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент

    Приветствие учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

    Слайд 1. Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока «Деловая графика в электронных таблицах». Сегодня вы узнаете, что такое деловая графика, познакомитесь с основными видами диаграмм, узнаете их особенности.

    Актуализация знаний и умений

1). Слайд 2. Разминка

2). Слайд 3. Тестирование

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест, для того чтобы вспомнить основные понятия пройденных тем. Садитесь за компьютеры, зайдите на школьный сайт, страницу «Учащимся», раздел «Тесты по информатике». Перейдите по ссылке на тест «Основы работы в Excel » Пройдите тест и не забудьте отправить результаты, указав свою фамилию, имя и электронный ящик.

Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    Изучение нового материала

Учитель: А сейчас переходим к изучению новой темы. По ходу моей лекции вам нужно будет заполнить следующую таблицу (раздать по группам).

Итак, начинаем.

Слайд 4. Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие информацию о чем-либо.

Слайд 5. С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

Слайд 6 . Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Слайд 7. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Слайд 8. Пример. В 9 «Б» классе обучается 11мальчиков и 15 девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.

Слайд 9 . Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

Слайд 10 . Пример. Построить диаграмму, показывающую количество выпускников школы за последние 5 лет.

Высота столбиков определяется количеством выпускников в каждом году.

Слайд 11. Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Слайд 12. Пример. Построить линейную диаграмму, отражающую изменение количества выпускников школы в течение последних пяти лет.

Учитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.

    Слайд 13 Работа в группах - первичное закрепление

Наш урок продолжается.

Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.

Сейчас мы будем выполнять практические задания из вариантов ГИА. У каждой группы по 2 задания. (раздать задания). На выполнение дается 10-15 мин. Разделите обязанности в группе.

Цели урока:

  1. Показать возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных.
  2. Научить строить диаграммы различного вида.
  3. Развивать навыки работы на компьютере.
  4. Воспитывать аккуратность, точность, бережное отношение к природе.

Наглядные и технические средства обучения:

  • раздаточный материал с текстом для практической работы;
  • компьютеры, мультимедийный проектор;
  • стикеры (листочки с клейкой полосой) для подведения итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

В начале урока на экране демонстрируется 1 слайд (см. Приложение 1).

Учитель: Тема нашего урока: «Деловая графика в MS Excel» (2 слайд). Сегодня мы рассмотрим возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных, научимся строить диаграммы различного вида. Эти навыки пригодятся вам в дальнейшей учёбе, а кому-то и в профессиональной деятельности.

Каждый из вас получит в течение урока несколько оценок, которые будут зафиксированы на оценочных листах (они лежат на ваших партах). Затем будет выставлена средняя оценка за урок с учетом оценки учителя в журнал.

Для построения диаграмм мы воспользуемся некоторыми данными об экологической обстановке в Свердловской области. Эти данные взяты из Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области» (сайт Министерства природных ресурсов Свердловской области – http://www.mprso.ru/ohrana_ap.htm).

А начать урок мне хочется с поэтического вступления (3 слайд):

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В. Шефнер.)

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Учитель: Для того, чтобы вспомнить материал прошлых уроков проведём Блиц-опрос (4 слайд). Ученики отвечают на поставленные вопросы. По щелчку мыши открываются ответы.

  1. Основное назначение электронных таблиц? (Обработка числовых данных.)
  2. Что такое книга? (Документ, разработанный в среде ЭТ.)
  3. Что такое лист? (Отдельный элемент книги – таблица.)
  4. Что такое ячейка? (Отдельный минимальный элемент таблицы.)
  5. Что такое диапазон / блок ячеек? (Выделенная прямоугольная часть таблицы.)
  6. Основные типы расчётных решаемых в электронных таблицах? (Статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей; сортировка таблицы; построение графиков и диаграмм; табулирование функций.)
  7. Основные типы данных, содержащихся в ячейках ЭТ? (Текст, число, формула, логическое выражение, дата.)

2) Учитель: Назовите основные элементы Окна MS Excel, отмеченные цифрами на 5 слайде. Вызывается желающий ответить ученик.

3) Учитель: Выполните проверочную работу по парам, ответив на вопросы электронного теста. Один выполняет задание I варианта (см. Приложение 2), другой – задание II варианта (см. Приложение 3).

Проверочная работа предварительно должна быть скопирована на компьютеры учащихся. Сначала один отвечает, другой фиксирует его результат на оценочном листе, затем – наоборот.

Теоретический материал урока.

Учитель: При решении различного вида задач с помощью MS Excel очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Мы с вами знаем, что компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративную, инженерную, научную, деловую. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. С помощью Excel можно построить столбчатые диаграммы – гистограммы (одиночные и множественные), круговые диаграммы, графики и др.

Диаграммы в Excel строятся с помощью «Мастера диаграмм». Сначала в таблице выделяется блок данных, по которым необходимо построить диаграмму, а затем вызывается «Мастер диаграмм» с помощью команды >> Вставка >> Диаграмма.

Рассмотрим примеры различных диаграмм (слайды 6-10).

Практическая работа.

Учитель (слайд 11): Цель практической работ – освоить основные приёмы работы с «Мастером диаграмм» в MS Excel.

Ваша задача: используя таблицы, содержащие результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод составить: одиночную гистограмму, множественную диаграмму и круговую диаграмму или график.

Учащиеся садятся за компьютеры, читают текст практической работы, и приступают к её выполнению, если нет вопросов. Работа дается в 2 вариантах.

I вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 1.

Задание1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха пылью в г.Первоуральске в течение данного периода времени.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха в г.Первоуральске различными веществами в течение указанного периода.

Задание 3. Постройте по приведённым данным круговую диаграмму, отражающую загрязненность воздуха различными веществами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку F2 введите формулу, вычисляющую среднее значение в строке. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий средние показатели загрязненности воздуха различными веществами.

II вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 2.

Задание 1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение поверхностных вод взвешенными веществами в различных реках в 2007 году.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение поверхностных вод различными веществами в 2007 году.

Задание 3. Постройте круговую диаграмму, отражающую загрязнение реки Чусовой различными элементами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку В10 введите формулу, вычисляющую сумму в столбце. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий общую загрязненность поверхностных вод.

Для выполнения практической работы в I варианте учащиеся открывают лист 1, во II варианте – лист 2 (см. Приложение 4).

III. Домашнее задание.

  • §20, §21.

IV. Итог урока.

Учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора диаграммы и графики, выполненные учащимися.

Учитель: Какого вида диаграммы мы сегодня научились строить? В каких случаях круговая диаграмма или график являются более целесообразными? Оцените урок, записав оценку на стикере (они лежат на столах). На слайде 12 на экране прикрепите свой стикер с оценкой в соответствующем секторе.

Учитель собирает заполненные оценочные листы учащихся с оценками за устную работу (блиц-опрос), за проверочную работу в виде электронного теста и самооценкой учащегося практической работы.

Использованная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Исходные числовые значения и результаты вычислений в таблицах воспринимаются довольно трудно, особенно если нужно определить какие-то соотношения, выявить тенденции и т. д. Чтобы сделать информацию более доступной и наглядной, используются различные типы графиков и диаграмм. Для выбора правильной формы диаграммы следует определить ее назначение и выяснить, какой ее тип и вид может лучше представить информацию, содержащуюся в таблице.

При помощи графиков можно наглядно отобразить взаимосвязь двух или нескольких цифровых величин. Графики обычно строятся в прямоугольной системе координат, где по координатным осям откладываются числовые данные.

ВОПРОС

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) - класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. … При этом справочные системы КонсультантПлюс не имеют принципиальных технологических ограничений на включение любого объема информации.

ВОПРОС

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА “ЮСИС”

Функциональное назначение СПС на базе ПЭВМ определяется острой потребностью современного динамично развивающегося общества в инструменте, помогающем ежедневно производить расчет и прогнозирование экономических и правовых последствий принимаемых решений, используя при этом действующую на текущий момент правовую информацию, причем, с учетом разумных затрат на подобную услугу. В первую очередь, эта проблема интересует руководителей государственных и коммерческих организаций, работников судебных и правоохранительных органов, бухгалтеров, аудиторов, представителей ряда других профессий. Такие инструменты сегодня есть - это справочные правовые системы на базе персональных компьютеров, в частности Программный комплекс Юридическая справочная информационная система (ПК “ЮСИС”), разработанная в Юридическом информационном агентстве INTRALEX в 1989 году.

Задавшись целью создать эффективную и в то же время простую в использовании правовую систему, разработчики ПК “ЮСИС” с самого начала идут по пути внедрения в свой продукт самых современных достижений в области математической лингвистики, в частности алгоритмов морфологического анализа текстов. Это позволяет эффективно решать проблему обеспечения высокой достоверности поиска информации и, кроме того, предлагает пользователю понятный принцип подбора документов для дальнейшей работы.

Реализация указанных свойств системы обеспечивается набором мощных и даже уникальных функций. Прежде всего, это: экспертиза запроса на поиск на этапе его формирования; отбор информации по сочетаниям слов в абзацах, предложениях или в тестах в целом и одновременно по реквизитам документов; лояльное принятие на обработку произвольно сформированного запроса; контроль взаимного соответствия всех условий запроса; контекстная подсказка верного пути поиска.

Более того, “ЮСИС” не ограничивает пользователя субъективным представлением разработчика системы о том, как нужно " правильно" искать необходимую информацию, что дает возможность свободного анализа исходного правового материала. В результате “ЮСИС” подключает к просмотру всю и только необходимую по запросу пользователя информацию.

Использование таких дополнительных функций, как " Синонимы" и " Определения" , повышает точность поиска и расширяет его поле. Имеется возможность вставлять в тексты " закладки" , подключать к текстам свои " аннотации" , формировать тематические " папки" . Новейшие возможности в технологии “папок” позволяют пользователю как создавать свои собственные базы данных по актуальной тематике, так и интегрировать все материалы по отдельным проектам. В частности, при использовании ПК ЮСИС в учебном процессе возможно введение в состав баз данных оригинальных учебных курсов и методических материалов.

Кроме поддержания в актуальном состоянии правовой информации агентство INTRALEX выпускает каждый месяц от 3 до 5 проблемно-ориентированных баз данных. Общее число документов в базах данных ПК “ЮСИС” превышает 54 тыс., из них собственно нормативные акты составляют более 25 тыс.

ПК “ЮСИС” работает в среде MS WINDOWS’95/NT/3.1, на локальном компьютере и в сети. Обновление баз данных в составе ПК “ЮСИС” производится с использованием современных информационных технологий ежедневно по сетям Internet и Relcom, еженедельно по сети Remart и на дискетах, ежемесячно - на CD-ROM дисках.

Государственные системы

К государственным справочно-правовым системам относятся :

· информационно-поисковая система «Закон» - база законодательства Государственной Думы РФ;

· научно-технический центр правовой информации «Система» - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти.

· информационно-правовая система «Законодательство России» - ГСРПА России

· БД НЦПИ Минюста России;

· БД Министерства иностранных дел России.

ВОПРОС

Ба́за да́нных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (Гражданский кодекс РФ, ст. 1260).

База данных - организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

База данных - совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных.

База данных - некоторый набор перманентных (постоянно хранимых) данных, используемых прикладными программными системами какого-либо предприятия.

База данных - совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации.

Фактографическая база данных - база данных, содержащая информацию, относящуюся непосредственно к предметной области.

Все определения, приведенные выше, относятся к фактографическим базам данных. Действительно, именно в фактографических БД регистрируются факты – конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и названия предметов, числа, даты) сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например дата – в виде комбинации ДД.ММ.ГГГГ). Информация, с которой работает фактографическая информационная система, имеет внутреннюю структуру, что позволяет использовать ту или иную модель данных.

Но существует и другой класс задач – хранение и анализ неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты и т.д.) и графических объектов. В этом случае цель системы, как правило, – выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. То есть система должна быть снабжена каким-либо формализованным аппаратом поиска. Для решения этих задач используются документальные базы данных, системы, основанные на других принципах. Некоторые аспекты работы с документальными базами данных будут рассмотрены в курсе «Основы искусственного интеллекта». Здесь же, под термином БД будут и далее предполагаться фактографические БД.


Тема: Деловая графика в Excel .

Цель урока: познакомить с возможностью практического применения информационных технологий для наглядного отображения статистических данных.

Задачи урока:

1. Образовательная:

ü расширить и уточнить знания об электронных таблицах Excel;

ü получить представление о деловой графике; познакомить с понятием диаграммы, получить представление об основных видах диаграмм;

ü научить использовать Мастер диаграмм при построении графиков, гистограмм , диаграмм; познакомиться с основными этапами построения диаграмм;

ü научить использовать полученные знания в знакомой ситуации (построение диаграммы по готовому алгоритму); сформировать умение применять полученные знания в незнакомой ситуации (решение задач без описания последовательности действий).

2. Воспитательная:

ü выслушивать мнение своих одноклассников (не перебивать);

ü выявлять собственный уровень знаний (посредством выбора подходящего задания, наличие дифференцируемого домашнего задания);

ü умение самостоятельно группировать материал по указанным признакам (построение правильных таблиц в предложенных задачах);

ü способствовать формированию материалистического мировоззрения, подчеркивая связь информатики с экономикой, географией, биологией и другими науками.

3. Развивающая:

ü развивать монологическую речь учащихся при высказывании собственных суждений о возможностях применения деловой графики в различных областях деятельности человека;

ü развитие творческих способностей учащихся (построение интересных видов диаграмм на собственную задачу);

ü развивать способности сравнивать и строить аналогии между различными видами диаграмм;

ü умение выделять главное из полученной информации (устное задание при подведении итогов); развитие способностей учащихся применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.

4. Здоровьесберегающий аспект:

ü соответствие оборудования кабинета гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам;

ü проветривание кабинета до и после занятий;

ü непрерывная длительность работы учащихся XI класса на ПЭВМ не превышает 30 минут; по окончании работы за компьютером проводится физкультминутка, комплекс упражнений для глаз.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютеры, программное обеспечение – редактор электронных таблиц Microsoft Exсel, дидактический материал: плакаты с изображением основных видов диаграмм, таблица с условием задачи, плакаты с пошаговым построением диаграмм в Мастере диаграмм, раздаточный материал – алгоритмы решения некоторых задач, список задач для самостоятельного решения, кроссворд, комплекс упражнений для глаз.

Ход урока:

I. Орг. момент – 2 мин.

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности учащихся к уроку. Объявление учащимся целей урока.

II. Повторение – 3 мин.

Учащимся предлагается найти ошибку в высказываниях:

1. MS Word – программа для создания и редактирования электронных таблиц.

2. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по правому краю .

5. Формула всегда начинается со знака «плюс».

III. Объяснение нового материала – 10 мин.

Они - умов творение,
Везде найдут применение:
Рисуют, переводят,
Считывают, выводят,
Графики чертят, создают диаграммы
Универсальные прикладные.....…… (Программы)

Сегодня мы с вами попробуем новую форму объяснения материала – лекционную. Только записывать конспект вам не придется, потому что опорные понятия и алгоритмы у вас на столах.

При решении задач планирования и управления очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение наглядней, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы. Это породило в информатике целое направление, называемое компьютерной графикой.

Компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративная, деловая, инженерная и научная.

1. В кабинете информатики установлена дорогостоящая, сложная аппаратура. Поэтому бережно обращайтесь с этой техникой, спокойно, не торопясь, не толкаясь занимайте отведенное вам место.

2. Строго запрещается трогать разъемы соединительных кабелей; включать и отключать аппаратуру без разрешения преподавателя; класть книги, диски, тетради на клавиатуру и монитор.

3. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

4. Следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно сообщайте об этом преподавателю.

Учащиеся получают два практических задания.

1. Построить множественную диаграмму по имеющемуся алгоритму.

2. Разноуровневое практическое задание.

Учащиеся, желающие получить оценку «3» строят диаграммы по имеющимся у них описаниям. Надо построить три оставшихся графика.

Желающие получить оценку «4», решают задачи из предложенных для самостоятельного решения (надо решить три задачи).

Чтобы получить оценку «5» надо придумать и решить свою задачу, или решить все 5 задач для самостоятельного решения.

V. Физкультминутка – 1 мин.

По окончании работы за компьютером учащиеся делают комплекс упражнений для глаз и комплекс упражнений для снятия усталости.

VI. Подведение итогов – 8 мин .

На доску вывешиваются правильные ответы. Учащиеся самостоятельно сравнивают свои графики с правильными ответами и оценивают свои работы.

Устное задание. В качестве подведения итогов занятия нужно назвать самое главное из того, что узнали и сделали сегодня. Учитель обобщает и делает выводы.

Коротко о главном

Деловая графика – средство визуализации, то есть представления в наглядной форме, массивов числовых данных.

Данные для диаграммы выбираются из выделенного блока таблицы. Возможен выбор данных по столбцам и строкам.

Столбчатые диаграммы называются гистограммами и отражают дискретное распределение величин. Можно построить как одиночную, так и множественную гистограмму.

График рассматривается как разновидность диаграммы. На графике отражается непрерывный процесс изменения величины.

Круговая диаграмма используется для представления вклада нескольких величин в единое целое.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

Первый пункт домашнего задания выполняют все учащиеся. Задание 2 выполняется на хорошую оценку. Последнее задание для желающих получить дополнительную оценку.

1. Записать в тетрадь основные определения, способ построения диаграмм, основные шаги Мастера диаграмм. По учебнику И. Семакина параграф № 2.4, 2.5

2. Разгадать кроссворд по электронным таблицам, предложенный учителем.

3. Придумать свой кроссворд и оформить его.

Дополнительное задание:

Найди ошибку:

6. MS Word – программа для создания и редактирования электронных таблиц.

7. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по правому краю.

10. Формула всегда начинается со знака «плюс».